Кшиштоф Занусси: «Люди любят уходить в сказки, в нереальные миры» | Театр | Time Out

Кшиштоф Занусси: «Люди любят уходить в сказки, в нереальные миры»

Радиф Кашапов   13 декабря 2013
3 мин
Кшиштоф Занусси: «Люди любят уходить в сказки, в нереальные миры»
Польский режиссер ставит пьесу «37 открыток» американца Маккивера. В Петербурге главную роль вернувшегося в покосившийся дом Эвери Саттона играет Игорь Петренко, а компанию ему, в частности, составляют Ирина Медведева и Людмила Артемьева.

Как вы выбрали пьесу для постановки в России?
Я видел спектакли по ней в разных городах, в Нью-Йорке в частности. Материал показался мне интересным, потому что это только на первый взгляд комедия, а на самом деле – серьезное произведение. Кажется, что это развлечение, а потом выясняется, что вещь философская. В ней очень важна тема семьи. Семья – это то место, где корни человека, это довольно важная мысль. Думаю, в России будет актуально еще то, что основным грехом, в котором замечены персонажи, является мечтательность, уход от реальности, неспособность смотреть правде в глаза. Люди любят уходить в сказки, в нереальные миры.

Сейчас многие так поступают.

Да, есть такое искушение. Среди славян оно особенно распространено. Они не видят мир таким, какой он есть, а таким,
каким хотят.

Вы сами подбирали актеров?

Конечно. Но я не хотел бы кого-то выделять. Меня они все, безусловно, впечатлили.

Как вы репетируете?
Сейчас все актеры живут у меня дома в Варшаве. Здесь мы и репетируем. Работа идет интенсивно, с огромным ускорением.
Вот сделаем прогоны и поедем в Россию.

Сколько у вас актерских составов?
Три. Для такого спектакля нужно иметь много свободных актеров, а у нас постоянно кто-то занят в других проектах. По сути, у меня получается три разные постановки.

Что вам нравится в русских актерах?
Хорошая школа, высокий уровень культуры, знание литературы. Это актеры, знакомые с настоящим классическим репертуаром. Причем огромного разрыва между актерами разных поколений я не вижу.

Поэтому вам нравится работать в России?
Я работал во многих странах, в Италии, Германии к примеру. Интерес к России у меня всегда есть. С русскими приятно сотрудничать. Это не значит, что мы похожи: мы, поляки, от русских совсем далеки. У нас только языки похожи. А так это другой менталитет, другой темперамент.

Вы сейчас больше театральный режиссер?

Нет. Я только что закончил новую кинокартину. Это мое основное занятие, а театр – продолжение. Я упражняюсь, чтобы не терять форму. Если не снимаю, то работаю с актерами из театра.

«37 открыток» – антреприза?

Некоммерческая антреприза. Ее поддерживает фонд «В кругу семьи». Эта постановка – не для денег, она – для идеи.

Кто-то из актеров, задействованных сейчас в «37 открытках», может попасть в ваше кино?
Конечно, я удовольствием так постоянно делаю. У меня снимались Чулпан Хаматова и Михаил Ефремов, с которыми я раньше работал в театре.

Ваш новый спектакль – для избранной публики?
Спектакль вполне доступный, но, наверное, для более вдумчивой публики. У меня получилась не чисто развлекательная вещь. Искусство не бывает для всех. Моцарт был для всех? Гайдн? Да где там! Элита заказывала такое искусство, имела к нему доступ и тянула за собой весь народ. В России сохраняется интеллектуальная элита, которая имеет вес в обществе, сейчас мы видим ее возрождение. Параллельно появляется и средний класс, который, правда, такого уровня пока не имеет.