Сэр, вы выкручиваете мне яйца | Главное | Time Out
Главное

Сэр, вы выкручиваете мне яйца

Михаил Рудин   13 ноября 2013
3 мин
Сэр, вы выкручиваете мне яйца
«Я написал эти несколько абзацев с тем, чтобы выразить свою личную незаинтересованность и абсолютно наплевательское отношение к состоянию яиц гражданина Павленского»

Сколько не силюсь, не могу вспомнить, чтобы яйца какого-то конкретного индивидуума привлекали столько внимания. Как ни стыдно признавать, на этой неделе шары самоназванного художника Павленского стали самым популярным предметом обсуждения и изучения. Колумнист «Фонтанки» Константин Добрынин логично поминает Шаламова, сам художник в многочисленных интервью говорит, что просто где-то слышал о подобных акциях протеста среди заключенных, очевидно, советская лагерная литература прошла мимо него. Разница между акциями «зеков» и Павленского в том, что первые, прибивая детородный орган к чему-либо, психологически атаковали тюремщиков, а Павленский, по его словам, только символизировал гражданина полицейского государства: «Я думаю о том, какой ущерб причиняется обществу. Смотрю на это и думаю, как выразить это в виде культурного кода, как это можно показать, вот и все.». 

С Павленским я познакомился гораздо раньше его членовредительских выходок — в мае прошлого года, когда он изображал из себя протодьякона и лазал по канату в облачении священника за еловой шишкой в ныне закрытом культурном центре «Факел». Это было весело, я сделал интервью с альтер-эго и закрыл тему. Потом Павленский зашивал себе рот, используя на плакате цитату из вышеупомянутого интервью, выдумывал вместе с боевой подругой Оксаной Шалыгиной интернет-журнал «Политическая пропоганда» и вот наконец самоотверженно прибил свою пипиську к брусчатке главной площади страны. Из всего этого протодъякон Петр мне кажется наиболее интересным, артистичным, действительно творческим проектом. И тут, конечно, неизбежно следует вывод о том, что искусство, отражая политическую ситуацию, в итоге превращается в грубую агитку — если можно говорить в данном случае об искусстве.

Вопрос трактовки — если люди об этом говорят и думают, значит, член, прибитый к площади, вызывает дискурс. Обидно, что «Мебиус» Ким Ки Дука не вызывает дискурс, что «Теллурия» не служит темой разговоров в кофейнях и барах, что «Золотой Софит» становится вещью в себе и даже выставка Сталлоне (вот уж у кого яйца) незаметно уходит в историю. Бурные обсуждения вызывает исключительно гвоздь между яичек Петра Павленского, да и то эти споры состоят из хамских диалогов «он дебил» — «сам ты дебил», то есть в интернете опять кто-то не прав. Обсуждать представление у меня желания нет. Ставить риторические вопросы о моральном и культурном облике современного общества — тоже. Народ, очевидно, имеет то искусство, которое его имеет.

Я, собственно, написал эти несколько абзацев с тем, чтобы выразить свою личную незаинтересованность и абсолютно наплевательское отношение к состоянию яиц гражданина Павленского, хотя, из вежливости, желаю ему скорейшего заживления ран. В наше время, увы, невозможно просто игнорировать то, на что ты ложил свой оргомный железобетонный болт — о своем невмешательстве приходится объявлять во всеуслышание. Эти четыре абзаца — вежливое предложение коллегам и сочувствующим. Дорогие новостники, трендсеттеры, ньюсмейкеры, паблики вконтакте и горе-блоггеры! Я — и, думаю, очень многие разумные люди — хотели бы засунуть детородный орган Петра Павленского вам куда-нибудь поглубже и оставить там до полного растворения в вашем пищеварительном тракте, служащим отражением нашей суровой действительности.