Dutch Punch | Арт | Time Out

Dutch Punch

Евгений Лазаренко и Дарья Агапова   6 сентября 2007
7 мин
Dutch Punch
Фестиваль независимого нидерландского искусства пройдет уже в четвертый раз. Кино, арт, музыка — все самое актуальное за пять дней.

Поддержать разговор о голландской живописи не составит труда — Рембрандт, Босх, Ван Гог. С музыкой сложнее: разве что Тиесто сейчас на слуху, Shocking Blue помнят по «Шизгаре», да курьезы вроде 2 Unlimited заезжают на «Дискотеку 90-х». Чтобы не обращаться к специалистам, можно посетить мероприятия III фестиваля голландской культуры Dutch Punch, где и музыканты выступят, и кино покажут, и фото с графикой продемонстрируют, и стихи почитают.


Рок

Голландия, узел европейских морских путей, всегда была осведомлена о модных культурных течениях, и рок там начали играть чуть ли не одновременно с американцами. Только сначала добавляли в него заимствования из музыки бывших колоний — так появился «индорок», американский рок-н-ролл вперемешку с индонезийской традицией.

В мире голландский рок заметили, когда композиция Venus группы Shocking Blue возглавила чарты в США, а спустя пару десятилетий уже американские команды учились смешивать хип-хоп, фанк и рок у голландцев Urban Dance Squad.

В современном глобальном пространстве от искушенных голландцев следует ожидать чего-то запредельного. В истеричном гитарном месиве Blues Brother Castro тонут вопли человека, отдающего жизнь за уход в тотальный отрыв. Группа «за гранью нервного срыва» за пару лет наделала шума на штатовских фестивалях и поездила с гастролями по Европе, так что Blues Brother Castro можно считать главной экспортной новинкой голландской альтернативы. The Low Point Drains — тоже не самые спокойные люди, их гараж-панк пропитан виски, альбом издан за океаном, а в друзьях на MySpace значатся Майкл Джексон и Боб Дилан рядом с The Cramps и Minutemen. Stoma менее прямолинейны, дуэт барабанщика и басиста (плюс сильно обработанные гитары, шумы, старинный музыкальный инструмент варган и прочие неожиданности — в записи) выдает авангард на стыке робертфрипповского прогрессива и джонзорновского фри-джаза. Их запутанная музыка пришлась по вкусу Трики, что обеспечило группе место у него на разогреве.

12.09 The Low Point Drains,
The King Kongs


Клуб Money Honey, 2 этаж

13.09 Blues Brother Castro,
The Low Point Drains


Клуб «Цоколь»

14.09 Stoma

«ГЭЗ-21», арт-центр «Пушкинская 10»


Поддержать разговор о голландской живописи не составит труда — Рембрандт, Босх, Ван Гог. С музыкой сложнее: разве что Тиесто сейчас на слуху, Shocking Blue помнят по «Шизгаре», да курьезы вроде 2 Unlimited заезжают на «Дискотеку 90-х». Чтобы не обращаться к специалистам, можно посетить мероприятия III фестиваля голландской культуры Dutch Punch, где и музыканты выступят, и кино покажут, и фото с графикой продемонстрируют, и стихи почитают.


Электроника

Голландские диджеи придумали электронный хардкор, заняли ключевые позиции в трансе и неплохо себя чувствуют на драм-н-бейсовой сцене. Не говоря уж о Junkie XL, успешно ремикширующем всех — от Элвиса и Rammstein до Бритни Спирc и Джастина Тимберлейка.

На Dutch Punch везут не самых коммерческих, зато передовых артистов. Deformer были зачинателями джангла в начале 90-х и с каждым релизом все дальше погружались в пугающие глубины. Бит становился жестче и быстрей, атмосфера мрачнее, а сингл The Slasher отказались распространять некоторые магазины из-за обложки с фотографией вскрытия.

Eni-Less — это один из участников Deformer Энио Рамахильо в сольной, нешустрой ипостаси. Его больше интересует трип- и хип-хоп, нежели драм, и на счету Энио запуск независимого электронного лэйбла Redrum Recordz и организация фестиваля диджейского искусства The National Phonographic Festival.

Трио Applegarden создают более развлекательную музыку, добродушный синти и прямобитный нью-вейв в духе Talking Heads, живьем, но без гитар. Их особенность — древние, то и дело отказывающие аналоговые клавишные.

Из кроссоверных артистов на Dutch Punch выступят Aux Raus и Malorix. Первые мешают амфетаминовый габбер с панковскими гитарами и дружат с законодателями жанра — американцами The Locust. Malorix занимается звуковыми коллажами с таким разнообразным битом, что в стилистические рамки не укладывается. Специально к приезду в Россию он составил зубодробительный Russki Mashup, мелко покрошив «Черный бумер» Сереги и песню про медведей в исполнении Натальи Варлей.

13.09 Aux Raus, Malorix

Клуб «Грибоедов» (после 24.00)

14.09 DJ Jules Deelder

City Bar

14.09 Aux Raus, Malorix

Клуб «Цоколь»

14.09 Applegarden

Клуб «Грибоедов»

14.09 DJ Eni-Less

Клуб «Грибоедов» (ночь)

15.09 Applegarden, Stoma,
Deformer, Eni-Less, Мalorix


Клуб «Революция»

15.09 Deformer

Клуб «Второй этаж»

16.09 DJ Eni-Less

Клуб The Place

Поддержать разговор о голландской живописи не составит труда — Рембрандт, Босх, Ван Гог. С музыкой сложнее: разве что Тиесто сейчас на слуху, Shocking Blue помнят по «Шизгаре», да курьезы вроде 2 Unlimited заезжают на «Дискотеку 90-х». Чтобы не обращаться к специалистам, можно посетить мероприятия III фестиваля голландской культуры Dutch Punch, где и музыканты выступят, и кино покажут, и фото с графикой продемонстрируют, и стихи почитают.


Кино и видео

Кинематограф — не самая сильная статья голландского экспорта, разве что Пол Верховен сделал заметную мировую карьеру (следующим его фильмом, кстати, будет экранизация «Азазеля» Бориса Акунина). Впрочем, устроителей Dutch Punch интересуют не кассовые сборы, но творческий поиск.

И тут знаковой фигурой предстает Бас Ян Адер, концептуальный художник и режиссер, в своих постановках-автопортретах поэтизировавший феномен одиночества и неудачника. В самой известной своей работе I’m Too Sad To Tell You он просто плачет перед камерой, а последний перформанс In Search Of The Miraculous Ян Адер эффектно завершил собственной смертью во время путешествия через Атлантику в одиночку на крошечной яхте.

Художник и клипмейкер Rosto уже был представлен в этом году на SKIF’e, в первую очередь он известен по бесконечному анимационному онлайн-роману Mind My Gap и сюрреалистическим видео для голландской певицы Anouk и анонимов-безобразников The Residents.

Кроме удостоенных чуть более пристального внимания Ян Адера и Rosto, на фестивале покажут подборки «малых голландцев» кинематографа, работы в коротком и ультракоротком метре — например, минутная панорама ягодиц, пародирующая фильм Йоко Оно.

12.09 Программа Impakt: Secod Nature и Sublime Moments

«ГЭЗ-21», арт-центр «Пушкинская 10»

14.09 Filmbank 1 — голландское

экспериментальное кино

и Bas Jan Ader: In search for the miraculous


Дом Кино

15.09 Filmbank 2 — голландское

экспериментальное кино и Rosto AD


Дом Кино

16.09 Программа Impakt: The Music is You

Клуб The Place


Поддержать разговор о голландской живописи не составит труда — Рембрандт, Босх, Ван Гог. С музыкой сложнее: разве что Тиесто сейчас на слуху, Shocking Blue помнят по «Шизгаре», да курьезы вроде 2 Unlimited заезжают на «Дискотеку 90-х». Чтобы не обращаться к специалистам, можно посетить мероприятия III фестиваля голландской культуры Dutch Punch, где и музыканты выступят, и кино покажут, и фото с графикой продемонстрируют, и стихи почитают.


Выставки

Всем нам голландская живопись набила оскомину еще на втором этаже Эрмитажа (главной концертной площадки летнего сезона) — бесконечные уютные дворики, натюрморты малых голландцев с дичью и цитрусовыми, вызывавшие усиленное слюноотделение еще в темные перестроечные годы, и щедрые в объеме талии персонажи полотен Рубенса и Рембрандта. В визуальном искусстве голландцы оттачивали мастерство не один век, так что в бэкграунде современных художников сомневаться не приходится.

В этом году основной продукт арт-экспорта — фотография. Хедлайнеры — Даниэль Баггерман и Рене Кастеляйн. Роттердамский фотограф Рене Кастеляйн в своих цветных и черно-белых снимках, похожих на стоп-кадры из видео, консервирует состояние, которое в кино называется саспенсом — ожидание ужасного. Специальность Баггермана — music photography and design stuff. Фотографии для фанатов — музыканты на сцене, возле и после, дизайн для обложек CD, веб-сайтов, футболок, флаеров — в основном черно-белые или сепия. Сам себя он называет «поп-фотографом», влюбленным в талантливых музыкантов, и определяет свое кредо как способность нажать на спуск в нужный момент — когда эмоции на сцене и на лицах публики, свет и атмосфера складываются в лучший узор.

12.09 — 16.09 Фотовыставка
Даниэла Баггермана


Клуб «Революция»

12.09 — 16.09 Фотовыставка
Рене Кастеляйна


Дом Кино

14.09 Выступление поэта и 
писателя Жюля Дейлдера


Дом Кино, 15.00