Выставка «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…». Фотографии Константинополя вт. пол. XIX в.

Выставка «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…». Фотографии Константинополя вт. пол. XIX в.

Выставка «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…». Фотографии Константинополя вт. пол. XIX в.
Выставка «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…». Фотографии Константинополя вт. пол. XIX в.

О выставке

Константинополь всегда приковывал внимание России. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности, достижениям европейской культуры и науки.

На выставке, впервые показанной в Мультимедиа Арт Музее в Москве в 2016 году, собраны фотографии Константинополя второй половины девятнадцатого столетия. История турецкой фотографии начинается в 1843 году, когда француз Жозеф-Филибер Жиро де Пранже создал дагеротип — панораму Константинополя. Первыми фотографами Османской империи были европейцы: в 1845 году венецианцы братья Карло и Джованни Найя открыли портретную фотостудию в центре турецкой столицы. В 1851-1854 годах в Константинополе работал знаменитый британец Джеймс Робертсон. В 1850-х годах на Гран-рю-де-Пера (нынешняя улица Истикляль), где располагались посольства и представительства западных компаний, появлялось множество фотоателье. Их главными клиентами были европейские путешественники, ученые, писатели, художники и архитекторы, которые хотели приобрести на память изображения турецкой столицы с оттенком восточного колорита. Фотографическое дело в Турции получило развитие во время правления султана Абдул-Хамида II (1876-1909), который сам был фотографом и придавал большое значение фотодокументации архитектурных памятников и важнейших событий, происходивших в столице Османской империи.

Паскаль Себа. Интерьер собора Святой Софии. 1860-1870. Альбуминовый отпечаток

Любимыми сюжетами местных фотографов были съемки мечетей (символ города — Айя-София, или собор Святой Софии), экстравагантных дворцов, древних крепостей Румелихисар и Едикуле, сохранившихся античных и византийских памятников, Галатского моста и пролива Босфор, морских пейзажей, а также портретов жителей многонациональной империи. В течение трех десятилетий, в 1850-х — 1880-х годах, главным фотографом Константинополя считался Паскаль Себа. Конкуренцию ему составляли швед Гийом Берггрен и семейные предприятия — студии братьев Гюльмез и братьев Абдулла, прославившихся видовыми фотографиями и портретами государственных деятелей. После смерти Паскаля Себа в 1886 году его дело продолжил сын Жан Паскаль Себа, добившийся не меньшей известности. В 1880-х годах он работал совместно с французом Поликарпом Жоайе.

Себа и Жоайе. Галатский мост. 1885. Альбуминовый отпечаток

Начиная с 1870-х годов фотоателье появляются и за пределами турецкой столицы. Так, француз Альфонс Рюбеллан открыл студию в Измире, где можно было приобрести видовые снимки города и фотографии античных памятников Смирны.

Себа и Жоайе. Дервиши. 1880-e. Альбуминовый отпечаток

Благодаря сохранившимся снимкам мы имеем возможность познакомиться с фотографической историей Стамбула — одного из красивейших городов мира.

В качестве заходной иллюстрации использована оцифрованная фотография Альфонса Рюбеллана "Панорама Константинополя", 1870-е. 

Билетов не найдено!

Закрыть