Выставка «Рыцарь искусства» к 80-летию А. С. Чаркина

Выставка «Рыцарь искусства» к 80-летию А. С. Чаркина

Выставка «Рыцарь искусства» к 80-летию А. С. Чаркина   Выбор Time Out
Выставка «Рыцарь искусства» к 80-летию А. С. Чаркина

О выставке

В «Голубом зале» Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств состоялось открытие выставки «Рыцарь искусства», приуроченной к 80-летию Народного художника РФ Альберта Серафимовича Чаркина. 

Символично, что выставка открылась в Санкт-Петербургской академии художеств, где Альберт Серафимович долгое время являлся ректором — с 2001 по 2009 гг. «Эти годы были довольно непростыми в жизни учебного заведения. Был сложный период, связанный с хозяйственными и административными делами. При этом постоянно чувствовалось внимание и забота Альберта Серафимовича по отношению к вверенному ему учебному заведению. С большим уважением он относился и к преподавателям и к студентам. Он обладал очень сильной харизмой, был необычайно талантливым, обаятельным и добрым человеком, — отметил ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семен Михайловский. — Выставка называется ʺРыцарь искусстваʺ, и это правильное название. Альберт Серафимович действительно видел свою работу в служении искусству. Его имя навсегда останется в истории Академии художеств».

С. Михайловский на открытии выставки

Выставка позволяет изучить творческий путь Чаркина: от студенческих зарисовок до поздних произведений, успевших стать классикой монументального искусства. В состав экспозиции вошли станковые работы, проекты памятников, эскизы, рисунки и фотографии из семейного архива. Также представлен диплом А.С. Чаркина «За долю народную (Политкаторжанин)» из коллекции Научно-исследовательского музея РАХ. Многие из работ скульптора демонстрируются впервые.

Дочь скульптора и куратор выставки Мария Чаркина

«Проект юбилейной выставки начал складываться еще при жизни Альберта Серафимовича, поэтому экспозиция вобрала в себя всю живость его натуры,  своеобразие  восприятия окружающего мира и творчества. Мы делали выставку так, словно Альберт Серафимович сейчас с нами и принимает в этом процессе непосредственное участие, — рассказала Мария Чаркина, дочь скульптора и куратор выставки.  — Выставка не носит исключительно мемориальный характер. В некотором смысле она  является хранителем памяти об Альберте Серафимовиче: с её помощью мы передаем новым поколениям информацию о богатом творческом наследии скульптора, воскрешаем эпизоды наших семейных историй».

Имя Альберта Серафимовича Чаркина по праву вошло в золотой фонд отечественного искусства. Произведения российского скульптора с обескураживающей искренностью и пленительной простотой образов, нравственной чистотой и величественной силой русского характера покорили сердца миллионов. В своем творчестве Альберт Серафимович всегда служил идеалам добра и справедливости, высокой духовности и культуры. Он отвергал теорию «искусство для искусства». Верил, что искусство должно делать человека лучше, сохранять историческую память и утверждать общечеловеческие ценности. Талантливый скульптор и активный общественный деятель был верен классическому искусству, способствовал формированию идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству, с пиететом относился к его героям. Альберта Серафимовича можно назвать истинным «рыцарем искусства», ратующим за сохранение национальных духовных ценностей и культурных традиций.

Выставка состоит из нескольких тематических блоков, раскрывающих разные грани жизни и творчества Альберта Серафимовича Чаркина. Позволяет понять особенности художественного стиля мастера,  самобытность его жизненных принципов и установок.

Открывает выставку раздел, посвященный началу творческого пути Альберта Серафимовича.  В 1966 году он окончил  Институт живописи скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, мастерская скульптуры профессора В.Б. Пинчука. Именно в студенческие годы складывается его особый взгляд на деятельность скульптора, формируется понимание искусства как выражения  правды, гражданственности и народности.

На выставке представлены фотографии студенческой жизни,  а также многочисленные рисунки той поры. В частности, портретные зарисовки, выполненные по время практики в рабочем посёлке. Альберт Серафимович часто изображал трудовые лица, находясь в поиске своего героя для дипломной работы. Он хотел изобразить сильного духом человека, способного пройти через самые тяжелые испытания и выстоять. Так сложился образ политкаторжанина – двухметровая фигура одиноко идущего человека.  Работа получила емкое и простое название «За долю народную!». На защите диплома она была удостоена отличной оценки, а на Всесоюзном конкурсе студентов художественных вузов была признана лучшей творческой работой.  Начинающий скульптор получил диплом 1-й степени с подписью Екатерины Фурцевой, Министра культуры СССР.  Дипломная работа, сохранившаяся в Научно-исследовательском музее РАХ, будет показана зрителям спустя 50 лет.

Второй раздел представляет собой «творческую лабораторию скульптора». Монументальные произведения Альберта Серафимовича украшают парки, улицы и площади разных городов России и мира. В числе работ скульптора — Петр I на Московском вокзале, памятник Сергею Есенину в Таврическом саду, памятник Ф.М. Апраксину в Выборге, памятник Г.И. Невельскому в г. Южно-Сахалинске, памятники А.М. Горчакову и М.А. Милорадовичу в Санкт-Петербурге и многие другие. На примере наиболее известных произведений Чаркина можно отследить все этапы рабочего процесса: от эскизных рисунков и создания рабочей модели до отливки скульптуры в натуральную величину.

Некоторые проекты Альберта Серафимовича так и не были реализованы — не успели пройти согласования или не нашли должного финансирования. На сегодняшний момент незавершенными остались памятники композитору П.И. Чайковскому,  «лучшему басу всех времен и народов»  Ф.И. Шаляпину, русскому флотоводцу Ф.Ф. Ушакову. На выставке  особое внимание уделено проекту создания монументальной скульптуры святого апостола Андрея Первозванного. Альберт Серафимович работал над проектом с 2002 года до самых последних дней.  Есть пятиметровая гипсовая фигура Андрея Первозванного полностью проработанная скульптором. Выставка может стать стимулом к осуществлению замысла, и памятник покровителю моряков появится в пространстве Санкт-Петербурга или его окрестностей.  Одна из задач организаторов выставки — напомнить о нереализованных проектах скульптора,  показать их потенциал и актуальность.

Отдельный раздел выставки включает фотографии, запечатлевшие скульптора за привычными делами, в кругу семьи и друзей. Снимки никогда не публиковались, не выходя за рамки узкого круга. Это уникальная возможность проникнуть в личное пространство скульптора, приблизиться к пониманию его творений.

Работа А.С. Чаркина "Савва Ямщиков", 2012 г.

Многие экспонаты после выставки будут переданы в коллекции российских музеев — Государственного Русского музея, Музея Академии художеств, Музея городской скульптуры, Государственного музея истории религии, Дома-музея Ф.И. Шаляпина,  Государственного музея-заповедника С.А. Есенина «Константиново» и других.

Выставка продлится до 15 января 2018 года. 

Билетов не найдено!

Закрыть