Стой, садись, плати — правила сочинских автобусов | Город | Time Out

Стой, садись, плати — правила сочинских автобусов

Антон Мартынов   1 июля 2021
10 мин
Стой, садись, плати — правила сочинских автобусов
pexels.com

Сочинские автобусы — это такой квантовый мир, который не всегда подчиняется привычным законам физики. Местный транспорт способен как довезти вас до моря, так и довести до слез. Time Out разобрался в том, чего стоит ждать от автобусов на главном российском курорте.


Первый пассажирский автобус появился в Сочи еще в преддверии Первой мировой войны. Французский «Рено» колесил по кавказской Ривьере между Сочи и Адлером и если и рисковал попасть в пробку, то только когда на пути у него вставали пастухи со стадами коров.

Сочинские автобусы сегодня — это неспешный, порой ненадежный, но почти единственный общедоступный способ добраться в отдаленные районы города. Гористая местность и большие расстояния часто не дают возможность воспользоваться такси, велосипедом или самокатом. Протяженность Сочи вдоль побережья составляет почти сто километров. Плюс еще 50 километров вглубь гор до Красной поляны и горнолыжных курортов. Для сравнения: Москва с севера на юг в пределах МКАД растянулась всего на тридцать восемь километров.

Сложная география и недостаточное внимание к проблемам транспорта в городе, превращают поездку на автобусе в настоящее приключение.

Фото Антон Мартынов

«На федеральном езжайте»

— напутственно наставляет вас бабулечка на остановке, сразу давая понять, что не весь транспорт в городе одинаково хорош. Дело в том, что городской транспорт в Сочи — это сразу несколько перевозчиков: одно муниципальное предприятие и остальные частные. Это значит, что маршруты обслуживают разные компании. В таких условиях сложно унифицировать систему и добиться слаженности работы транспорта. По сути, приличная часть сочинских автобусов — это обычные «маршрутки» со всеми свойственными им признаками: долгое ожидание, ненадежное расписание, изношенный автопарк. Муниципального перевозчика сочинцы в обиходе называют федеральным и, если есть альтернатива, предпочитают пользоваться его услугами. Как правило, муниципальные автобусы больше, чище, обладают световым табло с номером маршрута. На корпусе ищем наклейку с названием перевозчика, в данном случае нас интересует «Сочиавтотранс». Правда, если вы наверняка не знаете ,какие именно маршруты обслуживаются «федералами», то выбор автобуса так и останется для вас сюрпризом.

Сочинские автобусы бывают разной вместимости, марок и окрашены в основном в белый цвет. Они ловко разъезжаются на узеньких улицах, гордо поднимаются в горы и лихо несутся по серпантину. В некоторых местах даже не ожидаешь увидеть автобус — уж очень крутой склон или глухой переулок. Но и туда быстро и уверенно ползет белый фургончик. Разговоры, фразочки, перебранки и сплетни, подслушанные в автобусах, делают поездку сродни фольклорной экспедиции.

А потом вы проводите час в ожидании «маршрутки», идиллия заканчивается, и начинаются вопросы: Сочи — это русский Монако, кавказский колорит или и то, и другое, и мы идем своим путем? В таком случае стоит учесть, что колорит — это прежде всего удовольствие, а не оправдание неудобства. Преимущества муниципального транспорта налицо: регулярно обновляемый автобусный парк, рабочая дисциплина и четкое расписание движения. «Маршруткам», живущим по своим особым правилам и не сильно заботящимся о пассажирах, следует давно кануть в лету.

Фото Антон Мартынов

«Это вам не отсюда ехать надо»

— слышите вы в ответ, когда после внимательного изучения расписания и пугающе долгого ожидания, наконец, решаетесь попросить помощи у людей.

Разобраться, что куда идет, где останавливается и когда прибудет — задача действительно не из легких. На остановках висят табло с номерами маршрутов и их расписанием. Указано направление — в центр или из него. На некоторых остановочных пунктах (к сожалению, не на всех) развешены довольно полезные схемы движения городского транспорта Сочи. Минус в том, что они составлялись к Олимпиаде и актуальны на 2014 год.

Маршруты с номерами от 1 до 100 — это автобусы городского сообщения. Они осуществляют движение либо внутри одного района, либо соединяют ближайшие друг к другу. Трехзначные номера, начинающиеся на 100, курсируют между отдаленными районами и выполняют пригородные рейсы. Впрочем, исключения (например маршруты 50 и 55, идущие из Центрального Сочи в Олимпийский парк) вносят ненужную путаницу в систему.

Муниципальные автобусы стараются придерживаться точного времени отправления.

Движение частных автобусов указано в интервалах, и в этом случае доверять расписанию стоит уже с опаской. Единственные относительно точные цифры — это начало и окончание движения. Тем не менее, пытаться уехать домой на последнем автобусе — довольно рискованная игра. Для неспящих в Сочи плохие новости: после 23.00 пассажирские рейсы заканчиваются, и ночных автобусов нет. Очень странное решение для южной туристической столицы.

На внушительных табличках с номером, красующихся за лобовым стеклом и у входной двери автобуса, указаны названия остановок по маршруту следования. Это длинный, детальный список, требующий долгого изучения, а не чтения на ходу. На самом деле, подробно расписанная схема маршрута должна висеть на остановке, чтобы вы могли спокойно и не спеша изучить ее заранее и выбрать подходящий для себя номер.

Пока что самый верный и быстрый способ отыскать нужный транспорт — спросить. Пассажиры или сам водитель коротко проконсультируют вас.

Неразговорчивым поможет разобраться интернет:

Фото Антон Мартынов

«Пока полную не наберем — не поедем»

— язвительно отвечает человек за рулем на не менее язвительный вопрос из душного салона: «Мы поедем или всю жизнь стоять будем?»

В людных местах некоторые водители подолгу ждут как можно большего количества пассажиров, создавая заторы и затрудняя посадку. Автобусы просто не помещаются на проезжей части, становятся в несколько рядов, растягиваются вдоль дороги. В таких случаях придется бродить по белому узкому лабиринту в поисках нужного вам номера, успевать читать названия остановок на табличках и как-то дать понять водителю, что вы собираетесь сесть именно в его автобус. Несколько лет жизни в Сочи, и у вас начнет получаться.

Бывает и наоборот: в городе есть места, которые очень сложно идентифицировать как официальную остановку. Только стоящие в ожидании люди скромно намекают на скорое прибытие автобуса.

Главное — дождитесь, пока выйдут люди. Пассажиры расплачиваются на выходе и покидают автобус далеко не сразу. В противном случае рискуете столкнуться с кем-нибудь в дверях и услышать в свой адрес эквивалент «понаехали».

Фото Антон Мартынов

«На Ривьере выходят?»

— громко вопрошает водитель. Он торопится и летит без остановок: сегодня бы пораньше уйти с работы и успеть на рынок, потому что «абрикосы уже вовсю пошли».

Таким образом можно легко проехать свою остановку. Водитель может спросить, выходят ли сейчас люди, а может и не спросить, просто кинув беглый взгляд в зеркало заднего вида. Говорите о своих желаниях вслух. Сообщайте вселенной в лице водителя о своем намерении выйти.

Несмотря на то, что водителей стабильно штрафуют за остановки в неположенных местах, высаживать «на повороте» в Сочи будут еще долго. Это говорит о том, что плохо продумана схема остановочных пунктов и не учтены потребности пассажиров. Если визуально вы плохо представляете пункт вашего назначения, то, опять же, обратитесь за помощью к водителю. Тогда он заботливо напомнит, что вам нужно выходить, словами: «Кто спрашивал Театральную?». Интроверты, отслеживайте свое движение по онлайн-картам, а лучше — загрузите их заранее, чтобы не заблудиться в отсутствие интернета.

Фото Антон Мартынов

«Оплата на входе»

— именно так написано на листах А4, висящих в салонах автобусов. На деле же не все так просто.

На маршрутах внутрирайонного сообщения с фиксированной стоимостью проезда вы платите на выходе. Даже если внутри автобуса прочитаете обратное. Это неискоренимая традиция. В поездках между отдаленными районами, где стоимость проезда зависит от расстояния, платить следует на входе. Говорите водителю куда вам нужно и он назовет вам соответствующую сумму.

Запоминайте название остановки, на которой вошли. В редких случаях водитель при оплате проезда может спросить, откуда вы едете. Несколько городских маршрутов с фиксированной стоимостью проезда чуть заходят за пределы города, и от этого цена может немного возрасти. Сейчас билет в Сочи на автобус, идущий «по городу», составляет 26 и 28 рублей, в зависимости от номера маршрута.

С 2019 года проезд в транспорте можно оплатить банковской картой или попросту, приложив смартфон. Так что, за исключением форс-мажоров, «наличка» вам не понадобится.

Также в городе действует транспортная карта «Пальма». Что-то вроде московской «Тройки» или питерского «Подорожника». Впрочем, никакого явного преимущества она не дает: подключается за 100 рублей, а с каждой поездки экономит лишь 2 рубля. Транспортники обещают в будущем подключить к «Пальме» систему скидок и проездных. Пока же она может пригодится тем, у кого все еще нет банковской карты или как необычный сувенир из Сочи.

Оплата проезда — это прямой доход водителя — поэтому проехать зайцем остановку не получится. Водитель воспримет это как личную обиду и воровство из своего кармана. Крайне не завидуем тому, кто решится это сделать. Например, если водителю показалось, что кто-то проскочил в салон без оплаты, то он станет взывать к совести нарушителя всевозможными проклятиями, будет отказываться ехать дальше и в итоге безбилетника возненавидит весь автобус. Если же кто-то вышел не оплатив — водителю ничего не стоит покинуть рабочее место и пойти разбираться с зайцем на остановке. И, конечно же, вам обязательно придется доказывать, что ваш ребенок просто высокий и еще имеет право на бесплатный проезд.

Фото Антон Мартынов

«Как доедем — так доедем»

— философски рассуждает с вами водитель на тему прибытия на место, заставляя вас, в лучшем случае, улыбнуться от сочетания фатализма и прописных истин.

Впрочем, действительно не забывайте о пробках. Множество разнообразных факторов могут в разы увеличить время в пути. Время года, день недели, график проведения ремонтных работ, ретроградный Меркурий, — и вот уже из центра Сочи в аэропорт вы едете больше двух часов вместо положенных 40-50 минут. К Олимпийским объектам при затрудненном движении будете добираться два с половиной часа. До Розы Хутор легко можете ехать все три.

Если вы привязаны к определенному времени, то лучше воспользоваться поездом. Такси или каршеринг тоже не помогут — будете стоять в пробке вместе со всеми. Заранее проверяйте ситуацию на дорогах.

Случается, что автобусы не повторяют свой маршрут в направлении туда и обратно. Из точки А в точку Б вы поедете одним путем, а обратно будете возвращаться уже совсем другой дорогой. Многие улицы односторонние, а схемы движения довольно запутанные. Будьте внимательны.

Водители частных автобусов могут легко устроить перекур на остановке, успевают перекусить и выпить кофе, пока пассажиры заполняют салон, приветствуют друг друга гудками и даже умудряются поболтать со знакомым, высунувшись из окна. Примите как данность и постарайтесь получить удовольствие.

Фото Антон Мартынов

«А этот автобус идет до моря?»

— с надеждой вопрошает голова пассажира в дверном проеме. И, получив утвердительный ответ, добавляет уже в сторону улицы: «Галя, этот едет! Давай быстрее. Где дети?»

Кто-то из пассажиров закатывает глаза, кто-то снисходительно улыбается.

Сочинские автобусы подходят, чтобы довезти нетребовательных туристов на пляж. В них можно узнать последние новости, по душам пообщаться с водителем и даже уговорить его ехать быстрее, потому что вы опаздываете на вокзал, но самобытность и удобство это не взаимоисключающие вещи. Дорожное движение, а вместе с ним и пассажирский транспорт в городе-курорте требуют масштабной модернизации.

Сейчас транспортная система Сочи пытается догонять современность, в то время как надо опережать возможные проблемы на шаг. Пробки, малое количество выделенных полос, отсутствие четкого расписания и ночных рейсов, старый и уже изношенный транспорт — все это не внезапные сложности.

Сочинские автобусы могут быть интересны как экзотика. Они хороши, если вам нужно добраться в далекие села, к началам пеших троп или достопримечательностям. Разово. Но представьте себе, что нужно пользоваться ими каждый день — скорее всего вам захочется предсказуемости и постоянства.

И вот вы часами сидите на остановках, слушаете истории незнакомцев, рассказываете свои, и где-то в утомленной солнцем голове звучат перефразированные слова Форреста Гампа: «Сочинский автобус — как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что внутри».

Фото Антон Мартынов