«Здесь был Юра», «Новая волна» и другие фильмы на «Маяке». Часть вторая | Кино | Time Out

«Здесь был Юра», «Новая волна» и другие фильмы на «Маяке». Часть вторая

  13 октября 2025
6 мин
«Здесь был Юра», «Новая волна» и другие фильмы на «Маяке». Часть вторая
Фото: архивы пресс-служб
В Геленджике завершился третий фестиваль актуального российского кино «Маяк». Редактор рубрики «Кино» Дмитрий Евстратов побывал на смотре и продолжает рассказывать о главных фильмах программы.

Первая часть доступна по ссылке.

«На выброс», реж. Константин Бронзит

В прокате с 20 ноября

Представьте, что будет, если смешать «Историю игрушек» и «Полный расколбас»? Получится «На выброс» Константина Бронзита — главный краудплизер «Маяка» и мультфильм, которого отчаянно не хватало российскому кино. Оживают в картине не игрушки или еда, а мусор.

На помойке встречаются вещи из разных социальных групп: элегантный галстук, которого выбросили из дорогого авто, вонючий освежитель (осквернитель) воздуха, изящная, но разбитая подделка китайской вазы, запутанная катушка ниток и порванный ботинок с прилепившейся жвачкой. Они уже не могут вернуть свою прежнюю жизнь и по нарисованным улочкам Питера вместе отправляются в мусорный рай где-то в Ленобласти. Двукратный оскаровский номинант Константин Бронзит поиграл в Pixar золотого периода.

«На выброс» поднимает огромное количество тем и проблем — от религии и социального неравенства до экологии и разумного потребления. А еще лента наделена множеством культурных и литературных отсылок: к примеру, герои недобрым словом вспоминают «Доктора Живаго», а на пути им встречается пухлая чайка по имени Джонатан Ливингстон. И хотя «На выброс» так и не получил призов на фестивале, публика осталась в восторге — не каждый год в России выходит анимационный проект в духе мультфильмов Pixar, который с теплотой делали более пяти лет. 

Оценка Time Out: 9 из 10


«Здесь был Юра», реж. Сергей Малкин

В прокате с 5 февраля 2026 года

Судьба фильма Сергея Малкина была предопределена сразу на финальных титрах — «Здесь был Юра» сорвал самые длительные аплодисменты на «Маяке». Картина понравилась, кажется, вообще всем. И в последний день фестиваля это стало отчетливо ясно: жюри присудило ей Гран-при, а Константина Хабенского назвали лучшим актером.
В центре сюжета — рокеры-неудачники, Олег и Серега, которые пытаются пробиться на сцену, но всякий раз сталкиваются с преградами. Они живут в московской коммуналке, репетируют на крышах и ведут андеграундную жизнь. И однажды на них буквально сваливается Юра — дядя Олега с ментальными особенностями — лучшая роль Хабенского за долгие годы. Он не говорит ни слова, не способен самостоятельно помыться, ночами постоянно колотит входную дверь, но без стука заглядывает в комнату пассивно-агрессивного соседа Андрея. В общем, за Юрой нужен глаз да глаз.

Дебют постановщика Сергея Малкина, выпускника мастерской Алексея Попогребского, получился потрясающим. Поражает почти документальная достоверность, выраженная в диалогах на современном русском языке, которую не часто отыщешь в кино и которую особо отметил режиссер Андрей Смирнов на Q&A-сессии после показа. Подобные картины в подавляющем большинстве случаев заходят на территорию надрыва, излишней сентиментальности, но Малкин в «Здесь был Юра» сумел этого избежать, сняв нежное и теплое кино об ответственности и любви, способное починить души. Улыбка вперемежку со слезами в финале у половины зала — яркое тому подтверждение.

Оценка Time Out: 8 из 10


«Хорошая жизнь», реж. Татьяна Рахманова

Второй режиссерский проект Татьяны Рахмановой, ранее участвовавшей в «Маяке» с «Королевством», — вольная экранизация рассказа Аркадия Гайдара «Голубая чашка».

Главные герои фильма — отец и сын, отправившиеся в путешествие по подмосковным лесам. Зритель наблюдает за приключениями глазами восьмилетнего парня, который не понимает, что происходит в отношениях родителей и почему любимая мамина голубая чашка оказалась разбитой. 

Роуд-муви в форме притчи рассказывает о страхах, склоках и замалчивании, разрушающих семью. Фильм утопает в метафорах и выразительных визуальных образах, созданных оператором Алишером Хамидходжаевым. Зрители, как герои, погрязшие в подмосковных болотах, путаются в эпохах и аллюзиях — разобраться в логике «Хорошей жизни» не так просто, а следить за метафизическим и поэтически снятым путешествием отца и сына не слишком интересно. Кстати, в одной из ролей здесь дебютант Кирилл Тепляков, в котором постоянно просматривается Евгений Цыганов.

Оценка Time Out: 4 из 10


«Прозрачные земли», реж. Дмитрий Давыдов

Одна из надежд фестиваля так и осталась надеждой. Режиссер Дмитрий Давыдов, главное лицо якутского кино, привез на «Маяк» новую работу — фантасмагорическую драму «Прозрачные земли», посвященную упадку российской деревни. 

Героями картины стали три старика, проживающие в отдаленной деревушке, над которой не властно время: здесь не разберешь, XIX век на дворе или XXI. Главные герои по больше части гоняют чаи, охотятся и рыбачат. Однажды в реке они отлавливают замерзшего парня, который чудесным образом воскресает и дарит каждому по чуду, а потом исчезает. С этого момента начинается неминуемая гибель деревни. 

Как и в предыдущих работах Давыдова, например, в «Пугале», побеждавшей на «Кинотавре», в «Прозрачных землях» есть знакомые элементы: дряхлые избы, горы снега и мистика якутского леса. Только в этот раз кино не сложилось. Язык фантасмагорической притчи оказался слишком сложным, а сама лента — жутко медленной и бессобытийной. Оттого и наград картина не получила, что довольно неожиданно для проектов Дмитрия Давыдова. 

Оценка Time Out: 3 из 10


«Над вечным покоем», реж. Светлана Проскурина

Обойтись без хтони «Маяк», конечно, не смог. Последним фильмом конкурсной программы стала драма сценаристки сокуровского «Русского ковчега» Светланы Проскуриной «Над вечным покоем». 

По удивительному стечению обстоятельств, фестиваль этого года трижды говорил со зрителями об отношениях матерей и сыновей. И во всех случаях — о «Моем сыне» и «Огненном мальчике» мы писали в первой части заметок с «Маяка» — сыновья так или иначе становятся виновниками смертей, а родительницы пытаются их выгораживать. Еще один забавный факт — в трех лентах есть сцены с прогулкой героев по полям с колосками, что изрядно позабавило фестивальную публику. 

Правда, в случае фильма Светланы Проскуриной, надежда вообще не предусмотрена. На протяжении полутора часов постановщица говорит о жуткой боли, фактически пересобирая то ли «Преступление и наказание», то ли «Груз 200» на новый деревенский лад — без света в конце тоннеля, зато со страданиями и подвалом в качестве символа темного и низменного человеческого начала. 

Оценка Time Out: 5 из 10


«Новая волна», реж. Ричард Линклейтер

В прокате с 6 ноября

Вне конкурса на «Маяке» показали «Новую волну» Ричарда Линклейтера — фильм из программы Каннского кинофестиваля 2025 года. Это посвящение французской новой волне и ее родоначальникам, которые питались свободой и насыщали ею свои работы, изобретали новые формы и грани искусства.

Лента рассказывает о съемках одного из главных фильмов направления — «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. В околодокументальной форме Линклейтер собирает на экране звезд французского кино 1950-х — 1960-х.

Помимо Годара, в кадре появятся Трюффо, Варда, Мельвиль, Рене, Бельмондо и многие другие. «Новая волна» несколько академична: стандартная черно-белая картинка, формат экрана 4:3 и бешеный съемочный ритм — не слишком изощренная форма для фильма о революционерах от мира кино.

Впрочем, учить Ричарда Линклейтера снимать ностальгическое кино себе дороже. Скорее, лента важна как дань уважения французской новой волне. Эдакое образовательное путешествие в прошлое, которое совсем скоро выйдет и в России — прокат стартует 6 ноября.

Оценка Time Out: 6 из 10