Произведения паблик-арта из Музеона станут частью жилых проектов MR | Промо | Time Out

Произведения паблик-арта из Музеона станут частью жилых проектов MR

  27 июня 2025
5 мин
Произведения паблик-арта из Музеона станут частью жилых проектов MR
В московском парке искусств Музеон на Крымском валу открылась временная экспозиция «Летящие формы», идея которой – показать городу новые современные скульптурные образы, способные говорить на актуальном художественном языке. Экспозиция продлится до сентября, а затем скульптуры станут частью жилых комплексов компании MR.

Любой крупный динамично развивающийся город – всегда конфликт традиций и инноваций. Сложившийся архитектурный ландшафт претерпевает изменения, новые формы зачастую входят в противоречие со старыми. Гармонизировать среду призвано искусство, в частности, скульптура. Она может также следовать консервативным нормам или, наоборот, стремиться к подчас провокативной остроте высказывания. Новая выставка в парке Музеон подчеркивает, что общественные пространства можно и нужно постоянно актуализировать.

«Экспозиция “Летящие формы” — попытка переосмыслить общественные пространства, взглянув на мегаполис как на живую и динамичную галерею. Авторы воплотили художественные образы с помощью самых разнообразных материалов — от металла до фибергласа, активно экспериментируя с технологиями и формой», – комментирует куратор выставки от MR Ирина Матвиенко.

«Летящие формы» – это скульптуры трех мастеров с различным художественным опытом и взглядом на искусство — «Парус» Александра Григорьева, «Балерина» Сергея Шеховцова и VERTIGO Виктора Полякова. Две последние работы созданы в рамках сотрудничества девелоперской компании MR с проектом «Арт-фабрика» Агентства креативных индустрий Москвы.

Центральный образ выставки — скульптура «Балерина» Сергея Шеховцова: утонченная фигура танцовщицы установлена на колонне в форме алюминиевой банки из-под газировки. Художник здесь обыгрывает классический мотив советской парковой скульптуры и главный символ потребительской культуры.

У Александра Григорьева, автора скульптуры «Парус», иной подход. Его работа — объединение форм паруса, птицы и морских раковин. «Парус» символизирует плавность, движение и природную логику построения формы. Это спокойная и поэтичная интерпретация естественных мотивов в городском пространстве. «Парус» — стал последней прижизненной работой автора. Проект этой скульптуры реализован галереей «Триумф», которая работала с Александром Григорьевым с 2020 года.

Логическим завершением выставки выступает кинетическая скульптура VERTIGO Виктора Полякова. Формообразование скульптуры пребывает в постоянной динамике, благодаря сложному вращению ее структурных элементов. В плавном вращении множества кольцевидных звеньев прослеживается – стремление отрефлексировать понятие времени и связь человека с природой и технологиями.

«Мы рады, что концепция Музеона как музея под открытым небом развивается. Наравне с постоянной экспозицией мы продолжаем знакомить посетителей с актуальным искусством известных современных художников. Музеон находится на пересечении музейного маршрута, и наши соседи — Новая Третьяковка, ГЭС-2, Пушкинский музей — задают высокую планку, которой мы стремимся соответствовать», — отметила руководитель музейного управления Парка Горького Екатерина Фадеева.

Экспозиция будет представлена в Музеонедо осени 2025 года, а затем работы займут постоянное место в различных жилых комплексах MR: «Балерина» украсит территорию комплекса Symphony 34 у станции метро «Дмитровская», «Парус» станет частью культурного кода мультиквартала VEER в районе «Давыдково», а VERTIGO дополнит выразительное благоустройство квартала CITYZEN на «Тушинской».

«Экспозиция в Музеоне стала первой выставкой арт-объектов участников проекта Агентства креативных индустрий «Арт-фабрика». Благодаря сотрудничеству АКИ с девелоперской компании MR гости парка смогут познакомиться с работами двух талантливых художников, чьи арт-объекты после украсят общественные пространства Москвы. Мы рады, что проект «Арт-Фабрика» смог стать платформой для взаимодействия арт-сообщества, девелоперов и властей столицы для переосмысления городской среды и общественных пространств », — отметила руководитель Агентства креативных индустрий Москвы Гюльнара Агамова.

В 2022 году MR принял стратегию Art & Culture, важная часть которой — поддержка культурных институций. Искусство помогает раскрыть смыслы концепций проектов, обращаясь к эмоциям и культурному опыту будущих жителей новых домов.

Об авторах:

Александр Григорьев (род. 1949) — один из ключевых представителей кинетизма, зародившегося в рамках общемировых тенденций и на излете эпохи оттепели, стремившегося воплотить синтез науки и искусства. Григорьев входил в группу «Движение», одну из первых и немногих осуществивших проекты экспериментального оформления городской среды. Его объект воплощает в себе образ динамичного развития формы в пространстве — абстрактные элементы устремляются вперед, вызывая ассоциации с наполненными активным движением работами итальянских футуристов.

Традицию кинетического и оптического искусства продолжает представитель более молодого поколения Виктор Поляков (род. 1986). В эффектной движущейся инсталляции он соединяет современную визуальность и техничность с интригующим сочетанием смыслов и отсылок, в частности, к творчеству классика лэнд-арта Элис Айкок и опытам научных и художественных съемок полетов птиц — орнитографии.

Фигуративную грань современного паблик-арта на выставке представляет объект Сергея Шеховцова. Сергей Шеховцов (род. 1969), по своему собственному выражению, «вырос на соцреализме и классике», окончив Суриковский институт, где учился у одного из родоначальников сурового стиля Николая Андронова. Впоследствии он обратился к скульптуре, причем из нетипичных, «бедных» материалов — поролона и скотча, покрашенных краской из баллончика. В конце 1990-х годов Шеховцов начинает интересоваться постмодернистскими сюжетами, иронично переосмысляя образы из популярной культуры.  Даже его небольшие статуэтки обладают монументальностью: увеличенная в десятки раз балерина из проекта Moscow Land превращается в почти античный монумент или, вернее, отсылает к белым статуям пионеров, которые можно было найти почти в каждом советском парке или дворе. Алюминиевая банка постамента превращается в колонну. Эскизная лепка фигуры самой балерины будто намекает на патину былых времен. Всеми средствами Шеховцов погружает нас в атмосферу трогательной ностальгии.

Перейти на страницу выставки – https://art-culture.mr-group.ru/