Первый взгляд на ребусы Льва Повзнера: репортаж с выставки «Куда ночь, туда и сон»
Лев Повзнер родился в 1939 году и после обучения в Московском полиграфическом институте начал свой творческий путь в подпольных галереях и квартирниках. Прорыв случился в 1975-м на вернисаже в Доме культуры ВДНХ: вскоре Повзнера приняли в Горком графиков, а в 1982 году он стал членом Союза художников СССР.
Сегодня картины автора входят в собрания Третьяковской галереи, Русского музея, ММОМА, Музея Соломона Р. Гуггенхайма, Музея Нэшер при Университете Дьюка и Фонда искусства Колодзей, а также в частные коллекции по всему миру. Работы полны иронии и сюрреализма, что делает композиции многослойной визуальной загадкой.
В галерее Alina Pinsky представлены ключевые серии живописи Повзнера за последние 25 лет. Редактор Time Out надела шляпу детектива и нырнула в поиски пасхалок, рискуя запутаться в интерпретациях. И не боится поделиться с читателями возможно и не совсем верными трактовками некоторых сюжетов, открывая тем самым диалог в нашем Telegram-канале. Так что, если вам есть, что сказать, очень надеемся увидеть сообщение с мнением о выставке.
Когда: до 21 февраля
Где: Alina Pinsky Gallery
«Спрятанные лица» (конец 1990-х — середина 2000-х)
Сегодня картины из серии «Спрятанные лица», которые Повзнер создавал в 2000-х, наиболее узнаваемы среди широкой аудитории. Разглядывая эти работы, невольно вспоминаешь детство, когда стереокартинки были на пике популярности. Теперь увлечение из прошлого перешло на новый уровень — если раньше приходилось щуриться, много раз подносить к глазам и уводить вдаль рисунки, чтобы разглядеть силуэт главного изображения, сегодня есть возможность отходить от стены галереи, где висит живопись, смотреть на картины целиком и приближаться к работе в поисках деталей, которые помогут разгадать художественный ребус. Предлагаем взглянуть на один из них.

Картина «Танец наркома» из подсерии «Ведьма» 2004 года прозрачно намекает на деятельность первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского и его жены Натальи Розенель. Хотя Луначарский и заступался за Бунина, Есенина, Блока, Гумилева, Булгакова и многих других, помогая признанным сегодня деятелям искусства пережить идеологические гонения, паре нередко предъявляют обвинения. Формирующееся лицо на картине — возможный взгляд на роскошную жизнь пары.
Кстати, есть теория, будто Наталья отравила мужа. Перед кончиной серьезно больной Анатолий выпил бокал шампанского, и, возможно, протягивающая руку с банкой женщина на картине с насмешкой иллюстрирует ситуацию, где Розенель, которая была на 25 лет младше супруга, могла подать такой «бокал воды».
Еще одна версия из мира фантастики — лицо между улетающим мужчиной и женщиной можно трактовать как дух первого мужа Натальи Розенель, по легенде гуляющего по мемориальному музею Анатолия Луначарского.
Шпигель (2010-е)
Следующее десятилетие Лев Повзнер посвятил симетричному отзеркаливанию одной половины изображения на другую. Эту серию работ он назвал «Шпигель» (der Spiegel), что на немецком означает зеркало. Она снова напоминает о бинарности, которая свойственна почти любым событиям. Уши в картинах «Двойное ухо» (2010), «Безумная Грета» (2010) и «Безумная Грета» (2019) как бы намекают, что даже слышим мы одно и то же по-разному.

Название «Безумная Грета» скорее всего отсылает к одноименному шедевру Брейгеля, где старуха уверенно шагает в ад, чтобы ограбить его. Преисподняя у Брейгеля изображена в виде испуганного лица с огромным ртом. Как и у Повзнера, оно вырисовывается за счет стены, деревянных полок, веточек, дупла совы.



Повзнер же размещает свою «Грету» между отображающемися кошками, которых можно считать проводниками в мир мертвых. Где-то кошка — это символ божества, и в то же время она может быть знаком присутствия Дьявола. В работе 2010 года черные кошки вместе с Гретой идут в сторону заброшенного дома, а в картине 2019-го белые котята по имени Любовь и Разлука направляются в райское уютное жилище.
Также на выставке «Куда ночь, туда и сон» представлены работы из серий «Валькирии», «Капризы», «Поле чудес», «Психарт», «Приставленные лица», «Трава», «Деревья». Предлагаем вам тоже примерить на себя роль Шерлока Холмса и подумать, что могла бы значить та или иная картина. Здесь действительно есть, где разгуляться вашему воображению. Экспозиция будет открыта до 21 февраля.