Культурная неделя: путешествие в древнюю Армению, знакомство с арт-сценой Челябинска и секрет создания скульптуры в космосе | Город | Time Out

Культурная неделя: путешествие в древнюю Армению, знакомство с арт-сценой Челябинска и секрет создания скульптуры в космосе

Виктория Васильева   7 ноября 2023
6 мин
Культурная неделя: путешествие в древнюю Армению, знакомство с арт-сценой Челябинска и секрет создания скульптуры в космосе
Самые яркие, знаковые и неожиданные события в культурном ландшафте столицы.

Выставка «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина» 

Когда: до 28 января
Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Новая выставка в ГМИИ — машина времени, переносящая в глубокую древность, к истоку армянского искусства — царству Урарту. Впервые отечественная публика увидит экспонаты из коллекций как ГМИИ, так и музея Эребуни (Ереван, Армения).

В первом тысячелетии до н. э. Урарту занимало ведущее положение среди геополитических образований Передней Азии. Урартский царь Аргишти I в 782 году до н. э. заложил крепость Эребуни, ставшую впоследствии историческим центром Еревана. 

Выставка делится по хронологии на четыре раздела. Первый раздел посвящен искусству первых племен, живших на территории Армянского нагорья. Второй, самый большой, знакомит с памятниками Урарту, оказавшимися на территории Армении. Третья часть показывает изменения в культуре после исчезновения Урарту. Завершается выставка архивным материалом, рассказывающим, как происходит изучение и реставрация предметов армянской древней культуры в ГМИИ. 


Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы»

Когда: до 12 февраля 

Где: Выставочный комплекс Исторического музея (пл. Революции, д. ⅔)

Выставка проводится в честь 225-летия со дня рождения императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Через предметы станкового и декоративно-прикладного искусства, принадлежащие государыне, кураторы рассказывают историю нежной любви императорской четы. Союз венценосных особ был редким примером гармоничных отношений, образованных не сухим династическим расчетом, а искренним чувством. Помимо личных вещей императрицы, семейных реликвий и драгоценностей в экспозиции представлена собранная ею коллекция картин. Среди жемчужин — пейзажи Айвазовского и Кипренского. Произведения из Петергофской императорской резиденции помогут лучше понять культурно-исторический контекст и дадут широкое представление об искусстве XVII—XIX вв. 


Выставка «Зеркало сцены»

Когда: до 17 декабря
Где: Дом культуры «ГЭС-2»

«ГЭС-2» показывает выставку, собранную совместно с челябинскими кураторами по программе «ГЭС-2: Города».

Челябинск вызывает брутальные ассоциации с металлургической промышленностью и индустриальными пейзажами. Все так и есть, но еще здесь живет и развивается уникальная, самостоятельная арт-сцена, включающая визуальное и театральное искусство. В городе действуют и официальные культурные пространства — с профильными организациями, выставками и финансовой поддержкой, и андеграундные, объединяющие неформальных и экспериментальных деятелей. 

Работы художников, архивные и документальные материалы складываются в пять сцен, каждая из которых отражает тот или иной взгляд на городское пространство, локальные сообщества и процесс культурной генерации в Челябинске.


Выставка «Поля-двойники»

Когда: до 12 ноября
Где: Фонд Ruarts (Трубниковский пер. 6)

Игорь Вулох — один из знаковых представителей неофициального искусства 1960—1970-х гг. Он никогда не входил ни в какие группы или круги, предпочитая путь одиночки. 

Проект показывает его творческое развитие вплоть до финальной серии последних лет жизни. Название выставки, ее разделы и экспонаты отражают интерес Вулоха к миру поэзии. Художник дружил и плодотворно сотрудничал со знаменитым чувашским поэтом Геннадием Айги и лауреатом Нобелевской премии по литературе шведом Тумасом Транстремером. 

Помимо живописи и графики Вулоха, на выставке показаны работы его жены Натальи Туколкиной-Охоты — как свидетельство истории их любви и обоюдного творческого процесса. Точечные включения произведений современных художников из коллекции фонда образуют неожиданные параллели, расширяя контекст и общее поле смыслов.


Экскурсия с художником Ростаном Тавасиевым по выставкам «Астероиды и кометы» и «Планетарные туманности»

Когда: 10 ноября в 19:30
Где: SISTEMA Gallery (Бобров пер., 4, с. 4)

Уникальная возможность задать вопрос «А что хотел сказать художник?» ему лично. Экскурсию по выставке ведет сам автор представленных на ней работ — Ростан Тавасиев, видный представитель современного художественного процесса, работы которого находятся в собрании Третьяковской галереи. 

Тавасиев размышляет, каким может быть искусство будущего. Его ответ — однозначно космическим: например, можно спроектировать скульптуры из туманностей, салюты из комет и создать на астероидах станции-глаза. Пока что задумки воплощаются мастером на холстах или в инсталляциях и собираются в «Каталог Произведений Искусства в Космическом Пространстве (Планетарная Туманность)» на сайте catalogofartprojectsinouter.space. Но все они вполне реализуемы в будущем. Чтобы быть точным в своих работах, Тавасиев окончил курс «Основы астрономии» в МГУ, сотрудничал с исследователями из центра «Сколково» и консультировался с астрофизиком, профессором РАН Сергеем Поповым. 


Кинопоказ «Последние и первые люди»

Когда: 12 ноября, 18:00—19:10
Где: Лекторий Музея «Гараж» (ул. Крымский Вал, 9, с. 32)

Фильм исландского композитора Йохана Йоханссона — это час с небольшим медитативного созерцания архитектуры брутализма под минималистичную авангардную музыку. 

Формально сюжет существует на уровне текста: Тильда Суинтон за кадром зачитывает отрывки из научно-фантастического романа Олафа Стэплдона «Последние и первые: История близлежащего и далекого будущего». В 1930 году Стэплдон описал будущее человеческой цивилизации вплоть до ее трагического финала. 

Режиссер берет разные отрывки из книги, складывая их в общий нарратив: повествование ведется от лица эволюционировавших в сверхсоздания людей, которые обречены на смерть. Фильм оказался пророческим для режиссера — его не стало еще до выхода картины в прокат. Апокалиптические предчувствия раз за разом становятся источником вдохновения для разных деятелей культуры. Их мрачные предсказания и предупреждения не перестают терять своей актуальности. 


Лекция «Секрет успеха Н. К. Рериха»

Когда: 9 ноября в 19:00
Где: Новая Третьяковка (ул. Крымский Вал, 10)

К главной выставке сезона в Третьяковской галерее подготовили цикл просветительских мероприятий. 

Начинает его вводная лекция, посвященная жизни и творчеству Николая Рериха. Владимир Никишин расскажет про главные вехи на пути художника, уделит внимание началу его становления и обучения в Санкт-Петербурге и череде археологических поездок, в частности, легендарной центрально-азиатской экспедиции семьи Рерихов, когда они побывали в Индии, Китае, Монголии, Сибири и на Алтае. Лектор затронет и малоизвестные темы: росписи Рерихом храмов, сотрудничество с Дягилевым и открытие музея в Нью-Йорке. Лекцию также можно прослушать в онлайн-формате.


Концерт. Московская консерватория х Зотов. Камерно-инструментальные ансамбли XX—XXI вв.

Когда: 10 ноября в 19:00
Где: Центр «Зотов» (ул. Ходынская, 2, с. 1)

Главное понятие концептуального кода Центра «Зотов» — конструктивизм — направление в искусстве 1920-х годов XX века, ставящее в основу творческого принципа рациональность, минималистичность, строгость и чистоту.

Это отражается и в выставочном плане Центра, и в его обширной культурной программе, отдельное место в которой занимает коллаборация с Московской государственной консерваторией имени П. И. Чайковского. Задача этого сотрудничества — исследование и одновременно знакомство публики с авангардной музыкой XX века. 

Концерт посвящен камерно-инструментальным ансамблям XX-XXI вв. Вечер будет сопровождаться комментариями ведущей — кандидатом искусствоведения, профессором Московской консерватории Ирины Красотиной.

Программа концерта:

П. Юон. Соната для флейты и фортепиано, op. 78 (1924)
К. Бацевич. Соната для скрипки и фортепиано №4 (1949)
В. Наговицин. Соната для флейты и фортепиано, соч. 11 (1962)
П. Хоуп. Четыре скетча для гобоя, фагота и фортепиано (2002)

Фото: архивы пресс-служб