Культура сноубординга: от бунтарей до глобального комьюнити | Город | Time Out

Культура сноубординга: от бунтарей до глобального комьюнити

Борис Болелов   15 января 2024
9 мин
Культура сноубординга: от бунтарей до глобального комьюнити
Фото: архив пресс-службы
Российский сноубординг по-настоящему начался в 1997 году, когда на Манежной площади в Москве провели международный сноубордический контест Ballantine’s Urban High, кульминацией которого стал концерт группы The Prodigy. Мероприятие транслировалось в прямом эфире телеканала MTV, который, собственно, и начал вещание с этого проекта. Сложно переоценить эффект этого события — сноубордом заболели десятки тысяч подростков по всей стране. Сложно переоценить и эффект живого присутствия — многие зрители контеста впоследствии стали прорайдерами.

Erid: 4CQwVszH9pWvJyMQXnv

В 1998 году стартовал фестиваль граффити, музыки и сноуборда «Чистая Энергия», в 2000-м в эфир MTV вышла передача «Новая атлетика». Это совпало со стартом популярности рэп-культуры: главной группой в тусовке того времени были Da Boogie Crew, где-то рядом начались первые субкультурные диджей-вечеринки в клубах «Культ» и «Прогноzz погоды». 

Музыка была и остается важнейшей частью комьюнити и культурного кода сноубординга. 25 лет назад она доставалась с трудом и по крупицам: из заграничных поездок друзья привозили саундтреки к сноуборд-видео, которые иногда шли в комплекте с VHS-кассетами. Релизы копировали на «болванки» и передавали друг другу — это была самая актуальная музыка всех жанров и направлений, которую невозможно было услышать где-то еще. Некоторые иностранные бренды запускали собственные музыкальные лейблы, делали туры, подписывали группы, выпускали релизы. Некоторые треки так часто или удачно попадали в сноуборд-фильмы, что в тусовке ассоциируются исключительно с катанием: наберите young folks и snowboarding в YouTube — и увидите десятки страниц с профессиональными и любительскими видео, смонтированными под эту мелодию. Можно сказать, что старт массового сноубординга в России — идеальное сочетание маркетинга, нового модного спорта, музыки и медиа. 

Мне было лет 15. Как и все ровесники, я часто смотрел по MTV “Новую атлетику”, клипы типа Lords of the boards группы Guano apes и в итоге уговорил маму купить мне сноуборд, для чего ей пришлось взять кредит. С первого спуска я понял, что это мое, но на следующий день у меня случился перитонит, и больше в первом сезоне покататься не удалось. Летом я гонял на скейте, через тусовку узнал про существование бордшопов и мечтал продолжить. Жаль, я не знал, как правильно хранить доску, — она просто стояла на балконе и расслоилась за лето. Пришлось упорно работать, чтобы купить себе новый, уже приличного уровня комплект в “НеОлимпийских Играх”. В следующем сезоне снова не задалось, через несколько дней катания вечером на меня налетели районные пацаны, избили, отняли доску, а я снова уехал в больницу. Думал, что на сноуборде кататься уже не буду, но через пару месяцев в бордшопе Knaf меня узнал продавец и рассказал про зимний сноуборд-лагерь на Домбае. Благодаря маме у меня появился уже третий комплект оборудования, и я начал собираться в Домбайский лагерь. Мама привезла меня на вокзал, и я, 15-летний подросток, сел в поезд с незнакомыми людьми и поехал в горы. В поезде было два вагона сноубордистов. Тогда комьюнити было совсем другим, небольшим и очень дружеским, так что это было абсолютно безопасно. Уже в поселке Домбай я встретил старших ребят, с которыми как-то ехал в автобусе в Коробицыно. Они узнали меня и поселили к себе совершенно бесплатно. Так для меня начался сноубординг.

Денис Bonus Леонтьев

К концу нулевых в России наступает золотая эпоха сноубординга: по стране работают сетевые бордшопы, большие бренды привозят лучших райдеров мира в туры, снимают профайлы в горах от Камчатки до Кавказа, по всей стране проходят премьеры зарубежных сноуборд-фильмов, локальные российские объединения и бренды снимают свои эдиты и фильмы, российских райдеров спонсируют мировые компании и принимает глобальное комьюнити. Сноуборд-лагеря, соревнования и туры идут, кажется, постоянно. Это была бесконечная вечеринка и творческая работа мечты в одном флаконе: катание, организация, менеджмент, путешествия, съемки, интервью, ивенты, травмы, победы — и музыка, как клей и саундтрек эпохи. Здесь на первый план выходит творческое объединение Flammable Beats: диджеи Pirumov, Tactics, Chagin и Vinilkin. Андрей Пирумов не только играл и катался на сноуборде, но и продюсировал кино, фотографировал и был главным редактором журнала «Доски». Дима Tactics — не просто диджей и продюсер, лично знакомый с мировыми звездами хип-хопа, но и глава диджейской организации DMC DJ World в России и на тот момент участник проекта «Битва за респект». Это не просто перечисление регалий и заслуг, а описание того, что тогда представляло из себя комьюнити и российский сноубординг в целом: все было переплетено и связано. Незнакомые люди с досками садились в электричку на Савеловском вокзале и уже хорошими знакомыми выходили на станции «Яхрома», откуда ехали кататься в парк «Волен». Среди них были настоящие и будущие звезды российского сноубординга, спортивные фотографы и видеографы, менеджеры брендов и команд, и вместе, одной тусовкой, как равные, они строили кикеры, ровняли выкат, разучивали трюки и оказывались на страницах сноуборд-журналов.

Я влетел в сноубординг в 2007 году, и это было лучшее время. Тогда у нас уже были настоящие звезды: Митя Фесенко, Макс Халин, Женя Конышев, Костя Кокорев, Юра Челси, Саша Брагин… Перечислять можно еще долго, это было настоящее комьюнити и уже второе поколение прорайдеров. У ребят были спонсоры, деньги, тачки, международные соревнования, съемки, девчонки, тусовки — это была самая крутая, модная, разнообразная и очень живая субкультура, к которой хотелось принадлежать. Мы чувствовали себя как в кино: идешь с новым комплектом оборудования, как будто с “Оскаром” или гитарой Джими Хендрикса, и катание воспринималось также. Сейчас сноубординг — уже норма, а не мечта. Той романтики, того стиля и той жизни уже нет — все превратилось в обычный выхолощенный спорт, где главное — перекрутить всех по оборотам во вращении.       

Когда и как из лайфстайла, веселья, угара и любимого занятия сноубординг превратился в постоянную работу, я не заметил. Все шло своим чередом, я катался в свое удовольствие, участвовал в контестах. Для меня все произошло незаметно и естественно: вот как будто вчера я, обычный парень с Просвета, с окраины Санкт-Петербурга, добираюсь полтора часа на общественном транспорте, чтобы покататься, а вот все тот же я сижу в Лос-Анджелесе в шикарном загородном доме с ребятами-прорайдерами, мировыми звездами сноубординга. Первые хорошие деньги я получил от спонсора, Forum snowboards, за что лично хочу поблагодарить Женю Белевцева. Это были 10 000 евро, я обалдел и сказал себе:  “Ого, кажется, можно реально заработать”, — и вложил всю сумму в путешествия, объехал за тот сезон кучу соревнований, выиграл их, кажется, все и хорошо приумножил тот первый куш. 

Музыка, конечно, всегда была неотъемлемой частью катания, но если раньше я заряжался агрессивным рэпом или чем-то драйвовым, то сейчас наоборот — катаюсь под что-то фоновое, спокойное и размеренное. Вообще я меломан: и под настроение могу кататься, и под русскую попсу девяностых и нулевых, и под старый калифорнийский рэп, и под R’n’B. Иногда просто включаю радио или тренируюсь под один трек на репите. Сейчас все смешалось: лет 15 уже нет тусовок условных рэперов или панков ни в катании, ни в стиле — тотальная глобализация. И этому способствуют технологии. Раньше мы приезжали на спот, и нужно было завести машину, открыть двери, вставить диск, сделать погромче. А сейчас можно просто вытащить мощный саундбокс, и вечеринка начинается сразу и для всех, еще на стадии строительства спота для катания.

Денис Bonus Леонтьев

Музыка — это культурный код, универсальный язык и саундтрек молодежи. Жить жизнь под качественный звук и отличную музыку легко и просто с Vipe — бренд очень точно отвечает на запрос объединения субкультур. Удобный мощный саундбокс позволяет устроить контест или вечеринку где и когда угодно — будь то танцевальный баттл во дворе или съемка сноуборд-эдита в парке или на уличном споте. В наушниках райдер всегда один, он сосредоточен на технике, погружен в себя, а мощный звук — кстати, Vipe позволяет объединять несколько колонок в одну систему — под фигурой превращает катание в веселый джем-сешн, музыка объединяет всех и «раскрашивает» катание. Кроме того, саундбоксы Vipe не боятся влаги и позволяют подключать микрофон, так что зовите ведущего и комментатора. 

Ballantine’s Urban High прошел 25 лет назад, его зрители сегодня катаются в горах уже со своими детьми. Да, все сильно изменилось, сноубординг — уже не новый модный спорт, а норма. Комьюнити стало глобальным, мировым, если хотите, и благодаря лайфстайлу, музыке и свободе, присущей сноубордингу, райдеры, однажды встав на доску, остаются юными душой спустя десятки лет катания. Крупные ивенты превратились в недельные лагеря с разнообразной программой, которая объединяет всех участников независимо от возраста — дети, их родители и даже родители этих родителей чувствуют себя в своей тарелке в сноуборд-лагерях как зрители шоу, участники вечеринок и концертов или как спортсмены-любители. 

Есть ощущение, что культура российского сноубординга вернулась в начало своего пути: нет журналов, спонсоров, нет сайтов и интернет-порталов о сноубординге, сегодня комьюнити собираются вокруг спортшкол, где они и тренируются. Существуют локальные тусовки, компании и бренды, они снимают видео для узкого круга друзей, иногда проводят премьеры, устраивают небольшие вечеринки. Ощущение, что перед нами чистое поле и, похоже, надо начинать строить индустрию заново. Я запустил собственный бренд досок, который уже в следующем сезоне появится в магазинах. Тестовая партия показала, что наши доски могут конкурировать с продукцией европейских брендов. Bonus snowboards будет производить не только доски, но и экипировку для катания: одежду, аксессуары. Я снимаю видео, катаюсь и тренируюсь, развиваю собственный бренд — круг замкнулся. Я проектирую парки и учу кататься таких же ребят, как я 15 лет назад. 

Но главная моя гордость — это Bonus Summer Camp, ежегодный фестиваль, который мы каждое лето делаем большой командой. Это уникальная возможность покататься в сноуборд-парке на Красной поляне в теплый сезон. Возрастная категория ивента 6+. В парке есть фигуры как для обучения слоупстайлу, так и для продвинутых райдеров, у нас катаются дети и их родители, тренируется сборная России, а сноуборд-школы проводят в нашем кэмпе летние сборы. Если вы хотите попробовать, это можно сделать с опытным инструктором. Моя главная цель сейчас — развить российский сноубординг через работу с детьми и подростками, и я очень рад, что бренд Vipe придерживается тех же ценностей поддержки молодежи. Vipe стал генеральным спонсором прошлого лагеря: ребята провели соревнования в слоупстайле, построили невероятную чилл-зону, поставили несколько фигур в парке, поддержали скейтбординг-часть ивента и, главное, обеспечили нас прекрасным звуком и музыкой на протяжении всего Bonus Summer Camp. Надеюсь, в этом году мы сможем сделать еще больше!

Денис Bonus Леонтьев

Реклама 18+
ООО «Дривикс»
ИНН: 7704742940
ОГРН: 1097746843700
Юр/ адрес: 115432, Москва, ул. Трофимова, ДВЛД 14, c. 1, ЭТ/ПОМ/КОМ 4/V/12