Кризис — не время отчаянья, а время перемен. Примеры рабочих цифровых бизнес-решений, чтобы оставаться «на плаву» после пандемии | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

Кризис — не время отчаянья, а время перемен. Примеры рабочих цифровых бизнес-решений, чтобы оставаться «на плаву» после пандемии

  13 августа 2021
5 мин
Кризис — не время отчаянья, а время перемен. Примеры рабочих цифровых бизнес-решений, чтобы оставаться «на плаву» после пандемии

Пандемия и вызванный ею карантин бросили вызов привычному ходу вещей. Осторожно следуя по узкому фарватеру кризиса, предприниматели затаили дыхание. Чей-то бизнес пережил последние полтора года без особых потерь, а кому-то пришлось собирать осколки, поскольку далеко не все были готовы перейти в онлайн и не все бизнес-процессы можно перевести на удаленку. Проще всего было тем, кому, по сути, не нужен офис, и кто не связан напрямую с производством и логистикой.


В сложившейся ситуации в выигрыше оказались специалисты, чей главный рабочий инструмент — это компьютер с доступом к интернету: дизайнеры, копирайтеры, переводчики, программисты, преподаватели и консультанты, которые могут работать онлайн. В этом плане повезло и предпринимателям, которые занимаются прямыми продажами, в том числе через онлайн. Сюда относятся и представители крупных бьюти-компаний и других брендов, работающих в прямых продажах. К примеру, в Avon система удаленного взаимодействия уже давно стала частью бизнес-модели, где отлаженная внутренняя инфраструктура позволяет создать комфортные условия для удаленной работы.

В не менее выгодной позиции оказались компании, предоставляющие услуги доставки. Больше того, пандемия стала дополнительным позитивным толчком в развитии такого бизнеса. Куда хуже пришлось ресторанам, которые понесли невероятные убытки во время карантина, однако те, что смогли быстро сориентироваться, вступить в коллаборации с популярными сервисами доставки и грамотно организовать ее, смогли пережить кризис.

Подобные трудности коснулись и сферы услуг. Парикмахерские, барбершопы, ногтевые студии и салоны массажа, лишившись возможности принимать клиентов в специализированных центрах, оказались на грани разорения. «Выжили» те, которые также сумели быстро переориентироваться и уйти в онлайн и директ. То есть предлагать услуги через интернет, а оказывать их на дому — оказалось весьма рабочей схемой для данной отрасли.

«Цифровизироваться» на время карантина пришлось спортивным, образовательным и фитнес-центрам. Тренеры, способные предоставить грамотный видео-контент, а также интересно вести онлайн-занятия, не потеряли своих клиентов, но и привлекли новых.

Еще дальше в «цифру» шагнула творческая сфера деятельности. Театры, кинотеары, цирки и популярные шоу-группы стали активно транслировать представления и кинофильмы на популярных просмотровых интернет-площадках – YouTube, Яндекс.Эфир, ВК и Facebook. Актеры и музыканты для общения со своими зрителями вспомнили порядком подзабытое понятие «квартирники», а также стали чаще обращаться к модному формату коротких видео в TikTok или Likee для создания трендового контента, что помогло сохранить существующих поклонников и привлечь новую аудиторию.

К сожалению множеству небольших предприятий и стартапов не удалось адаптироваться в новых условиях, и они вынуждены были закрыть бизнес. Людям, оставшимся без средств к существованию, пришлось экстренно искать иные источники дохода.

В сложившейся ситуации популярность набирают образовательные платформы, предоставляющие онлайн-курсы по переподготовке и дистанционному обучению, такие как Skillbox, Нетология, Geekbrains, Coursera, Stepik и другие. Они позволяют овладеть новыми профессиями, позволяющими работать в сети и не только.

Однако если не хватает времени на переподготовку или нет желания кардинально менять сферу деятельности, а дополнительные возможности заработка необходимо совмещать с ведением основного бизнеса, самой рабочей моделью остается, пожалуй, цифровая версия прямых продаж.

Причем проще всего выбрать такую модель в бьюти-среде, поскольку в России красота – это та область, в которую люди продолжают инвестировать даже в периоды кризиса. Исследования показывают, что красота для российских женщин – больше, чем просто безупречный внешний вид, это уверенность в себе, самореализация, личный бренд и взаимодействие с миром.

Кроме того, крупные бьюти-бренды уже давно перевели основные бизнес-процессы в онлайн: продажи, образовательные программы, взаимодействие с командой – все можно делать по сети из любой точки мира. В компании Avon, например, особенно эффективным инструментом в период пандемии стал онлайн-сервис Avon On, позволяющий вести бизнес из любой точки земли, а различные курсы, такие как «Школа блогеров», помогают прокачаться в соцсетях и продвинуться в крайне востребованных сегодня социальных продажах. Последние несколько лет компания довольно активно работала над созданием комфортной и удобной платформы для российского рынка. То есть, обладая обыкновенным смартфоном с доступом в интернет, каждый желающий, без каких-либо специальных навыков, может стать представителем, получить доступ к продуктовой и учебной информации и даже открыть собственный онлайн-магазин. Утилиты подобных сервисов позволяют также обмениваться своими публикациями и вполне качественно консультировать клиента без личного контакта.

Поэтому подобный формат сотрудничества сейчас — это один из тех немногих ресурсов, которые на фоне общей нестабильности предоставляют реально работающие и максимально простые и понятные инструменты для создания финансовой подушки для людей, материально пострадавших из-за кризиса.

Многие отмечают, что формат работы, который бьюти-бренды, реализующие модель прямых продаж, предлагают своим представителям, дает ощущение независимости и уверенности в завтрашнем дне даже в такие периоды, как сейчас, когда многие предприниматели сильно пострадали из-за коронавируса. Прямые продажи с использованием диджитал-инструментов и соцсетей в этом плане развязывают руки и дают огромные преимущества, а также заработок, который можно совмещать с хобби, обучением, путешествиями и общением с близкими, в отличие от работы по найму.

Текущая ситуация показала, что цифровизация берет свое — будущее за теми, кто поставляет цифровой продукт и не прикован к конкретному рабочему месту. Рынок электронных сервисов и онлайн-услуг неуклонно растет — растет и востребованность всевозможных digital-профессий, и именно онлайн-формат открывает сегодня максимальный диапазон возможностей.

Резюмируя, можно сказать, что все происходящее с нами сегодня — это не просто очередной кризис, а глобальные, глубокие и необратимые перемены. Пришло время избавиться от старого, чтобы освободить место для нового. Чем больше полезных навыков получится открыть сейчас, тем больше расширятся горизонты в перспективе. Любой кризис – это прежде всего повод пересмотреть свои приоритеты, принципы, методы и ценности. Кризисные ситуации помогают обнаружить собственные слабости и укрепить сильные стороны.