«Царская невеста» Светланы Тегин: как создавались костюмы для оперы | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

«Царская невеста» Светланы Тегин: как создавались костюмы для оперы

Елизавета Константинова   29 сентября 2023
6 мин
«Царская невеста» Светланы Тегин: как создавались костюмы для оперы
Пьер Карден для «Анны Карениной», Игорь Чапурин для «Мадам Лионели», Гоша Рубчинский для «Северного ветра» — известные модельеры нередко создают сценические костюмы для постановок. В Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко недавно состоялась премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», над костюмами для которой работала дизайнер Светлана Тегин. Редактор моды Time Out поговорила со Светланой, чтобы выведать все секреты создания сценической коллекции.

Это не первый ваш подобный опыт. Вы уже были художником по костюмам спектакля «Дуо» — танцевального дуэта Дианы Вишневой и Дарьи Павленко. Расскажите, пожалуйста, что общего в создании обычной коллекции одежды и костюмов для постановки, и есть ли разница?

Сезонная коллекция — это всегда высказывание. Обязательно есть концепция, и с помощью вещей рассказывается история. До того, как одежда разлетится по магазинам и осядет в гардеробах наших клиентов, она — часть единого целого. На презентации, которую в последние годы мы устраиваем в жанре перформанса, впечатления от коллекции формируются с помощью звука, света и театрализованной постановки. В этом есть схожесть с работой над созданием костюмов для спектаклей. Возможно, поэтому мне так интересно это новое направление моей деятельности.

В театре тоже рассказывается история с помощью костюма, сценографии и света. Только за это отвечает режиссер. Художник-постановщик, художник по костюмам, хореограф, художник по свету и актеры становятся частью одной большой команды и вместе создают произведение. Костюмы — неотъемлемая часть спектакля, и при этом они служат долгие годы. Этот фактор тоже нужно учитывать.

Я прочитала, что в спектакле 340 костюмов. Для их изготовления использовано больше 4 000 метров ткани, 200 мотков ниток, 5 000 бусин и 10 000 страз. Сколько времени ушло на костюмы? Где вы искали референсы и на что ориентировались?

Мы проделали колоссальную работу. Костюмы начали отшивать в мае, а закончили буквально в день премьеры 20 сентября. Я была поражена оперативностью работы театральных мастерских.

Мне хотелось в костюмах оперы избежать двух вещей: иронии и орнаментальной узнаваемости. Никаких ушанок, телогреек и балалаек.

У меня возникла идея стилистической отсылки костюмов «Царской невесты» к Византии. Недавно я прочла книгу искусствоведа Аркадия Ипполитова «Москва — третий Рим», где автор рассуждает о том, что в связи с захватом турками Константинополя именно Россия стала духовной наследницей Византийской империи, православного христианского мира.

Русский князь Иван Васильевич женился на наследнице Византийского трона Софье Палеолог. В «Царской невесте» описана история третьей женитьбы его внука — Ивана Грозного. В опере рассказывается и о смотре невест, который в нашу страну пришел тоже из Византии. Более 2 000 девушек свозили со всей России и выбирали лучшую — ту, которой суждено стать царицей.

По задумке режиссера действие оперы переносит нас в условное будущее. Я решила, что в этом придуманном мире герои увлечены модой средневековой Византии. Струящиеся силуэты, шлейфы, покрытые головы и многослойность отсылают к иконописи, декор — к византийской роскоши.

Все костюмы оперы многослойные. В одном наряде я решила задействовать не менее трех разных по плотности тканей: бархат, органзу и хлопок или вискозу, шифон и вуалевую сетку.

Мне понравился головной убор с посмертного слепка головы Марфы Собакиной, жены Ивана Грозного, героини, судьба которой легла в основу истории нашего спектакля.

Так, у всех наших героинь появились балаклавы из кружева или сетки, плотно облегающие голову и шею, скрывающие волосы. Художники по головным уборам театра подгоняли головные уборы под лицо каждой хористки. Поверх балаклав надеваются невысокие кокошники из натуральной задрапированной кожи. Кстати, цвет балаклав и кокошников разный у каждого сословия в спектакле.

На фоне покрытых голов хора выделяются только главные героини оперы. Их головы я украсила длинными косами и небольшими бархатными кокошниками.

Костюм каждого героя, как искусный макияж, помогает раскрыть его характер. Можете рассказать подробнее о нарядах главных персонажей: Марфы Собакиной, Григория Грязного, Ивана Лыкова, Любаши и Дуняши? Какой костюм ваш любимый? Если, конечно, можно выбрать любимого «ребенка».

Костюм Марфы Собакиной, главной героини, я сделала очень лаконичным по силуэту и цвету. Одела ее в креповый тяжелый шелк сложного голубого цвета. Этого оттенка голубого мы долго добивались по выкраскам. Цвет передает мои впечатления о юности, невинной свежести и чистоте. Платье струящегося силуэта в пол с длинными рукавами, которые могут служить платком и покрывать голову в церкви. Этот элемент делает образ Марфы беззащитным и неприспособленным к реальной жизни, она идеальная жертва.

Свадебный наряд Марфы Собакиной по цвету повторяет рубаху ее жениха. Этому союзу в опере и в реальности не суждено было состояться. Свадебная рубаха Лыкова сделана из толстого шелка цвета слоновой кости с росписью — имитацией вышивки серебряной нитью. В течение всей оперы мы видим Марфу, вышивающую рубаху. Подобную вещь я увидела на выставке одежды Петра I в Эрмитаже. Подумала, что наша героиня тоже могла вдохновиться этим царским гардеробом. Конечно, я изменила цвета, объединив их со свадебными образом Марфы.

У невесты поверх платья из шелковой чесучи надето еще платье из вуалевой сетки и кейп из жаккардового переплетения серебряных нитей. Голову венчает роскошный кокошник, расшитый жемчугом и бисером с фатой из шелка ручной работы.

Костюм Лыкова по цветам созвучен наряду Марфы. У него шоколадного оттенка пальто с мехом шиншиллового кролика, коричневые брюки и в тон им бархатный жилет. Все ткани мягкие, гармонично-спокойные в своем сочетании. Никакой агрессии и сопротивления. Они — два агнца.

Одна из главных героинь оперы — Любаша. Драма должна была сразу читаться в ее костюме. И я решила передать это цветом. В костюме сталкиваются глубокие и насыщенные оттенки фиолетового и изумрудно-зеленого. Драпировка платья отсылает к античным складкам Фортуны, а халат из тяжелого шелкового бархата — к боярским кафтанам и восточной роскоши. Жемчужное ожерелье — как символ слез. Платок, обрамленный длинным ворсом яка, указывает на принадлежность героини к миру опричников. При всей драматичности образа эта героиня яркая, желанная и притягательная.

Еще одна главная героиня — Дуняша, подруга Марфы. Вот кто действительно хотел стать царской невестой! В ее костюме должно было читаться это намерение. Нежный персиковый цвет платья на корсете, переливающийся светлыми оттенками розового и золотой нитью кафтан, перья, бархатный кокошник, украшенный камнями, глубокое декольте, яркая помада, длинная коса — все в образе манит. В ней нет драмы, есть только сладкий персиковый нектар. Как говорят про таких нарядных во всех отношениях девушек, коммерческий вариант. Кстати, в реальности после смерти Марфы Собакиной Иван Грозный женился именно на этой претендентке.

Бомелий — еще один драматический герой. Он иностранец, который работает на царя. Готовит все: от любовных зелий до ядов. Безответно влюблен в Любашу. Его костюм должен был отличаться «заморским» флером. Для его образа я придумала использовать вещи стилистически чуть более вычурные, чем у остальных героев. Брюки в полоску, лаковые туфли с перфорацией, белый обтягивающий гольф, очки, ярко-синее пальто, бордовый жилет и букашка с галстуком, украшенным знаком тайного общества.

Сложно выделить какой-то один костюм. Каждый становится любимым в процессе создания, пока рождается. Сейчас все они начинают свою самостоятельную жизнь. Я отпускаю их и приступаю к костюмам для нового спектакля, взращиваю в себе новую любовь.

Следующая постановка — «Свадебка» Игоря Стравинского, премьера которой состоится летом в Новой опере. Но в этом году будут еще несколько ярких проектов с Дианой Вишневой и Анной Меликян, Пашей Глуховым и Дарьей Павленко.

Фото: архивы пресс-служб.