Театру кабаре в России быть | Театр | Time Out

Театру кабаре в России быть

  18 апреля 2021
6 мин
Театру кабаре в России быть
Какие ассоциации вызывает у Вас слово «кабаре» – песни французских шансонье или небольшое уютное кофе-шантан? Танцовщицы, лихо закидывающие ноги в канкане, или может быть мелодрама «Бурлеск» с Шер и Агилерой? Все перечисленное будет несомненно верно, но «кабаре», в первую очередь, интересно своей историей возникновения. TimeOut делится с читателями самыми яркими моментами развития этого уникального жанра.

Говоря о кабаре, московской искушенной публике сразу придет на ум название «Crave». Это первый театр-кабаре в городе, где прошло уже более 170 выступлений. Стильно, изящно и в то же время с любовью, камерно — все так, как хочет того зритель. Бутылка игристого переливается огнями, на столе шоколад, ягоды, черная икра, устрицы и прочие деликатесы. Так выглядит «кабаре» сегодня. Но жанр интересен еще и своей историей: это, пожалуй, один из самых необычных театральных мостов из прошлого в современность.
Само слово произошло не то от пикардского «cambret» (маленькая комната), не то от названия тарелки для закусок, разделенной на секции: долю основного блюда, гарнира и соуса. Приходишь и получаешь полный набор впечатлений на одной «тарелке». В этом состоит концепция кабаре.

Первые заведения подобного типа отличались от обычных таверн тем, что там можно было вкусно поесть: еда подавалась на тех самых менажницах, и, что немаловажно, на скатерти. По тем временам это было ну очень необычно и современно. Актеры, писатели, поэты, обладая чутьем на всемодное, не могли оставить новый общепит без внимания и стали первыми завсегдатаями новорожденного кабаре. Наверное, в один прекрасный день творческой интеллигенции просто прискучило сидеть за столом, и господа артисты, не отходя от кассы, сами организовали шоу-программу. Так, в 18 веке, появляются cafe chantant – «кафе с пением». За трапезой можно было насладиться классической музыкой, посмотреть цирковые номера или послушать модные куплеты. И все же это были только прототипы кабаре.

В Париже в 1881 году открылось заведение «Черный кот». Это место имело практически все признаки современного кабаре: сцена, конферансье, бомонд и богема. Ему не хватало только пикантной составляющей… И вот в 1889 году, в противовес только что построенной Эйфелевой башне, кабаре под названием «Мулен Руж» представляет публике скандальный по тем временам, энергичный и откровенный танец канкан. Помимо этого были там и представления весьма фривольного плана, рядом с «Мулен Руж» располагался небезызвестный квартал «красных фонарей». Многие не без основания полагают, что стриптиз был изобретен здесь же. Однажды во время представления некая танцовщица Мона сбросила с себя одежду и произвела локальную сексуальную революцию. Итак, последний пазл кабаре был найден, картинка собралась и заиграла всеми красками. Яркая эротическая программа, скандалы, дерзкие афиши быстро принесли «Мулен Руж» мировую славу.

К началу 20 века кабаре-манией были охвачены и Европа, и Новый Свет. И только Русь-матушка, как последний оплот нравственности, не принимала басурманской моды, впрочем, длилось это недолго. До революции в Москве и Петербурге успели открыться несколько заведений, вдохновленных идеей кабаре, но только с учетом местного колорита. Так, например, Московский театр-кабаре «Летучая мышь» был скорее местом проведения театральных капустников, а петроградский «Подвал Бродячей собаки» обладал чертами старого доброго русского кабака с цыганами, романсами и поэтами. И никаких полуголых куртизанок с канканом.

С приходом диктатуры пролетариата, кабаре-движение в стране совсем зачахло, ведь социалистическое искусство призвано было не развлекать, а служить высоким целям воспитания человека. И вновь: никаких полуголых куртизанок с канканом.

Минуло 70 лет, СССР распался, свобода и гласность заполонили планету, но кабаре так и не получило широкого признания. Когда же искушенная публика примет и поймет новый формат кабаре? Только в 2019 году зрители театра «Crave» в Москве скажут: лучше увидеть, потому что словами не описать. Загадка в каждом характере, игривость и женственность – несомненный атрибут постановок кабаре. Но, как ни странно, развитию этого жанра долгое время мешала конкуренция со стороны дешевых в реализации, но популярных и нежно любимых мужчинами стрип-клубов. К тому же, набрать толковые кадры не так-то просто: требования к танцовщицам бывают очень жесткие.

Взять, к примеру, брендовое кабаре «Crazy Horse», которое в 2011 году проводило кастинг в Москве. В труппу отбирались самые талантливые, практически идеальные девушки с определенными физическими данными. Несколько слов о самом заведении. Открытое довольно поздно, «Crazy Horse» сразу запомнилось публике первоклассным шоу и целой армией профессиональных артистов: танцовщицы, мимы, клоуны, жонглеры, иллюзионисты. Несмотря на смерть создателя и руководителя «Crazy Horse» Алена Бернандера, кабаре прекрасно себя чувствует до сих пор, гастролируя по всему миру.

Но, вернемся к московскому кастингу. С него началась вторая волна кабаре-движения в России. Компания была мощной: писались статьи, придумывались инфоповоды, СМИ неустанно трубили о французском шоу, которое действительно было на высшем уровне, номера, свет, костюмы, оформление. Пожалуй, подкачала лишь площадка, которая не обладала той уютной «камерностью», которая свойственна настоящему кабаре. «Crazy Horse» на протяжении нескольких лет приезжали с гастролями, но.. Что-то пошло не так. Зрители были в восторге, но проблема в том, что шоу так и не обзавелось постоянной площадкой, и в итоге все сошло на нет.

Однако, не спешите делать выводы, на этом история кабаре в России не заканчивается. Осенью 2019 года на Китай-городе открывается проект бизнесмена Олега Кулухова «Crave». Построенный специально под кабаре, он выгодно отличался от всего того, что было раньше. Кабаре как форма современного эстрадного искусства дает зрителю возможность играть со своим воображением. И камерная атмосфера располагает к этому. Всё самое лучшее, что было придумано со времен создания этого «рая для богемы», можно увидеть на московской сцене уже сейчас. Современные инновации, дерзкие художественные решения — так можно описать кабаре-театр «Crave». Игривая стильная эротика — неотъемлемая часть каждой программы. Здесь Вам и классические номера в чулках с обнаженной грудью, и безумно стильный вог под дабстеп, эротично, но не пошло, а порой даже скромно. Постановка делает акцент на человеческой красоте, культуре и эстетика тела. Двухчасовое невероятное шоу «Crave» — это вокальные, танцевальные и пластические номера с фантастическими видеопроекциями. Эстеты непременно оценят «контрастный душ» из специально подобранных номеров, где томный сольный танец на огромном пистолете сменяется пышным групповым выходом в туфлях с каблуками-ножами. Зрелищно, но всё же главное, по мнению как зрителей, так и команды «Crave», это «волшебная атмосфера праздника», частью которого может стать каждый.

И, конечно, рассказывая о кабаре, нельзя не упомянуть бурлеск – «приличный стриптиз» или откровенное театральное представление. Череда звёздных фильмов, таких как «Канкан», «Мулен Руж» только подогревают интерес к эпатажному виду искусства. За последнее время популярность бурлеска в России выросла настолько, что появились целые школы, шоу и крупные фестивали. Здесь не важны ни пол, ни возраст, ни внешность, так что если Вам захочется новых пикантных впечатлений или не дают покоя лавры Диты фон Тиз, все дороги открыты, всё в Ваших руках.

Название «Crave» в переводе с английского языка означает «страстно желать». Театр в Москве не зря выбрал себе такое название, ведь кабаре – это всегда волнительная, непредсказуемая, чувственная и желанная игра со зрителем.