История «черного золота» в судьбах, письмах и легендах
Показ состоялся в музее нефти с. Шугурово – бывшей территории битумного завода 1881 года основания. Эта колоритная локация, частично простирающая у подножия огромных холмов, будто создана для перфоманса. Помимо музейных залов, здесь находятся парк ретротехнологий, экспозиции советской эпохи, воссозданные буровая установка Ласло Шандора, станки-качалки, землянка нефтяников-первопроходцев.
Действия спектакля-погружения разворачиваются в бывшем битумном цехе, на буровой, на фоне захватывающих дух степных пейзажей. Сочетание невыдуманных житейских историй, хореографии, музыки и фольклора с окружающими видами, по признанию зрителей, создают потрясающий художественный эффект. Неожиданными участниками действия становятся даже сурки – традиционные обитатели этих мест. Их многочисленными норами буквально испещрены склоны холмов.
Артисты – нефтяники, студенты, сотрудники МЧС, повара, бухгалтеры, воспитатели. Каждый из жителей близлежащих районных центров Лениногорска и Альметьевска, Балвы, не зависимо от профессий, напрямую связан с нефтяной отраслью. Истории их семей легли в основу постановки. Проект реализован при поддержке ПАО «Татнефть».
Актерскому мастерству участников спектакля обучали профессионалы театрального дела из московского Театра труда.
Мега – проект «Кара_Алтын» в Шугурово задумали и воплотили создатель и режиссер театра Труда Алена Лазько с продюсером Павлом Батуевым, режиссером драматической части Василием Буткевичем, художником Зинаидой Саплиной, постоянным соавтором-композитором Ильей Мясниковым и хореографом Александрой Голиковой.
Это третья работа нефтяной тематики, с которой коллектив вступает осенью в свое 10-летие. В Москве идут спектакли Театра труда «Нефтяной бум улыбается всем» про Баку начала XX века и «The Oil» британского драматурга Эллы Хиксон.

Посетившие спектакль столичные театральные критики отмечают не только документализм постановки, но яркие театральные решения. Название спектакля «Кара – Алтын» символически отражено в черных комбинезонах исполнителей, «золотой» обуви и шапочках, напоминающих по форме татарские тюбетейки. А наряду с историческими персонажами, в финальной сцене спектакля на фоне голубого неба и холма простирает гигантские «золотые» крылья сказочная птица Умай из татарского фольклора.
Одна из сильных по эмоциональному воздействию сцен – истории влюбленностей и замужества буровичек, сопровождается видео-мэппингом фотографий из личного архива исполнителей.
По словам Е.Лазько, изначально предполагалось, что роли в спектакле будут исполнять московские артисты. «Но слушая рассказы местных жителей, видя их живые эмоции, неподдельные радости и горести, слезы на глазах, решили – этот эмоциональный накал не заменить никакой игрой», – отмечает режиссер спектакля.
Сами исполнители признаются: предложение рассказывать зрителям истории собственных семей – процесс крайне волнительный и захватывающий. А осваивать пластику, хореографию и вокал – оказалось крайне непросто. Для репетиций приходилось брать краткосрочные отпуска на основной работе. Но теперь расставаться с приобретенной актерской профессией им не хотелось бы.
Создатели считают, что спектакль-трансформер в дальнейшем можно «давать» и на одной из подходящих по стилю московских площадок. Задействованные в нем артисты готовы брать краткосрочные отпуска на основной работе ради показов в Москве. Значит, уже в этом сезоне у столичных зрителей есть возможность соприкоснуться с яркой театрализованной историей становления нефти – одного из главных ресурсных богатств нашей страны.