Это вам не игрушки. Нейробиологи совместно с Barbie доказали, что игра в куклы помогают детям развивать эмпатию и социальные навыки | Дети | Time Out

Это вам не игрушки. Нейробиологи совместно с Barbie доказали, что игра в куклы помогают детям развивать эмпатию и социальные навыки

  2 декабря 2021
3 мин
Это вам не игрушки. Нейробиологи совместно с Barbie доказали, что игра в куклы помогают детям развивать эмпатию и социальные навыки
Фото: Depositphotos

С момента публикации теории когнитивного развития Жана Пиаже считалось, что ролевая игра положительно влияет на социальные навыки и творческие способности детей. Однако официальных подтверждений этой взаимосвязи на уровне изучения функций мозга не существовало, пока компания Mattel, один из ведущих производителей игрушек, и всемирно известный бренд Barbie не обратились к ученым Кардиффского университета (Великобритания).


Исследование «Изучение преимуществ игры в куклы с помощью методов нейробиологии» под руководством доктора Сары Герсон — первое в истории научное исследование влияния этого вида досуга на развитие детей, проведенное с использованием нейробиологии.

Оказывается, во время обычной игры в куклы без какого-либо заранее подготовленного сценария активируются области мозга, связанные с обработкой социальной информации и эмпатией. Таким образом, ученые пришли к выводу, что игра в куклы позволяет детям развивать эмпатию и навыки обработки социальной информации, даже если ребенок играет один.

Самостоятельная игра с куклами — такими, как Barbie — гораздо эффективнее самостоятельной игры на планшете в плане развития когнитивных функций и критически важных социальных навыков.

Для проведения исследования использовалась относительно новая техника нейровизуализации — метод функциональной инфракрасной спектроскопии в ближней области (fNIRS), который измеряет изменения кровотока в головном мозге.

Новейшая форма этой технологии выражается в том, что детям просто нужно носить на голове небольшую шапочку, похожую на ту, в которой ходят в бассейн. Она не мешает им свободно двигаться и играть в своей естественной манере.

Одним из основных открытий стало то, что такая игра активизирует область, называемую задней частью верхней височной борозды (pSTS).

«Мы используем этот конкретный участок мозга, когда думаем о других людях, особенно если мы думаем о мыслях или чувствах другого человека. Основная функция pSTS — обработка социальной информации и эмпатия. Как оказалось, куклы побуждают детей играть в такой вариант игры, при котором они воображают нескольких персонажей и то, как эти персонажи взаимодействуют между собой. Куклы вдохновляют детей воображать различные миры, ситуации и взаимоотношения, будь то персонажи, которых они видели по телевизору, различные ролевые модели, о которых они узнали, или просто имитация, что они заботятся о ком-то», — рассказывает доктор Герсон.

Миссия Barbie — обеспечить детей возможностями раскрывать свой безграничный потенциал, помочь им развить социальные и эмоциональные навыки, чтобы ребенок мог легко и уверенно ориентироваться в постоянно меняющемся мире, проявляя отзывчивость. Это стремление подтолкнуло команду Barbie и компании Mattel обратиться к ученым, чтобы узнать больше о значении восприятия игры в куклы в сопоставлении с другими категориями игрушек и игр из группы STEM («наука», «технология», «проектирование», «математика»), связанных со строительством, конструированием, искусством и ручным трудом.

Почему важно как можно раньше развивать эмпатию и умение обрабатывать социальную информацию? Многие родители не считают этот навык значимым для школы, потому что это не математика, не язык, не естественные науки. Однако умение взаимодействовать с другими людьми и строить с ними отношения играет решающую роль для успешной самореализации человека на протяжении всей жизни. Развивать все это необходимо еще до того, как ребенок идет на учебу.

Дети с более высоким уровнем эмпатии способны лучше учиться, дольше оставаться в школе и в целом могут принимать более правильные решения (например, реже курят). Они также охотнее сотрудничают, чаще становятся лидерами и реже подвергаются буллингу в школе. Наличие высокого эмоционального интеллекта ценится и работодателями — они ищут сотрудников, которые могут эффективно выполнять совместную работу и находить контакт с людьми в общем рабочем пространстве.