«Границы видимости»: о чем новая выставка в ЦСИ Винзавод | Арт | Time Out

«Границы видимости»: о чем новая выставка в ЦСИ Винзавод

  3 мая 2025
6 мин
«Границы видимости»: о чем новая выставка в ЦСИ Винзавод
Фото: архив пресс-службы
Центр современного искусства продолжает собирать антологию современного искусства. На этот раз 42 художника под руководством куратора Сергея Хачатурова представили свой взгляд на пределы и возможности реальности.

Когда: до 29 июня 2025 года
Где:
ЦСИ Винзавод, пер. 4-й Сыромятнический, 1/8, м. «Курская», «Чкаловская»
Вход на выставку по билетам

Выставка «Границы видимости» — это путешествие по краям зрения к границам осязаемого и видимого, по разрывам и швам восприятия к теням, образам и деталям, которые мы обычно не замечаем. Экспозиция делится на пять тематических разделов, каждый из которых раскрывает некий аспект визуального опыта. Редакция Time Out настроила оптику и разобралась, куда смотреть, что видеть и при чем тут энциклопедия XVIII века. 

Архитектура выставки

Цех Красного открывается оптическим коридором, отделяющимся от основной экспозиции рядом колонн с двумя комнатами-прологами. Все оптические эффекты, созданные в пространстве, придумал архитектор Константин Ларин. «В работе над архитектурой выставки мы применяли несколько тем. Это геометрические пространственные иллюзии: сужение коридоров, обратные перспективы, прорези в конструкциях. Также использовали перспективные искажения в вертикальной части, смену ракурсов. Хотелось изменить привычный ракурс на залы», — объясняет он.


Пролог 

Белова и Политов, «Тени явлений»; работа Славы Нестерова

Раздел предваряет кураторский «кабинет офтальмолога», где показаны гравюры из частной коллекции с аллегориями на тему оптики и зрения: иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, «Аллегория зрения», листы из «Энциклопедии» XVIII века с изображением различных ремесленных предметов и фототипия с работы Рембрандта «Сон Иакова». Так выставка «Границы видимости» демонстрирует эволюцию зрительского опыта и как изменилось искусство и его восприятие на протяжении столетий.

Стоит обратить внимание на голову офтальмолога, смотрящего на мир через зеркало, и Персея, держащего голову Медузы Горгоны, что взглядом превращает все живое в камень. Это два ключа к пониманию всей экспозиции в целом.

Гравюры будут встречаться и далее, служа своеобразными флешбэками, которые позволяют провести параллель с прошлыми и скорректировать оптику. В разделе «Послеобразы» настоящая жемчужина — гравюра Рембрандта.

Вторая комната — инсталляция «Тени явлений» художников Беловой и Политова, которые играют с узнаваемыми образами и создают иллюзорный театр за счет теней. По их идее, именно так видит мир еще не вышедший из пещеры неофит, весь объектный мир видится ему условными очертаниями.


«Боковой обзор»

Саян Байгалиев, «Между этажами»

В «Боковом обзоре» собраны проекты, захватывающие периферийное зрение, выпадающее из центра. Художники разных поколений — Саян Байгалиев, Катика, Георгий Литичевский, Екатерина Попченко и другие — говорят про ускользающие ситуации, побег и скрытые переживания. 

Так, Саян Байгалиев в работе «Между этажами» показывает геометрию и смещение комнат, тогда как художница Елена Шарганова в своей текстильной архитектуре «Отнеси меня к реке» моделирует городской ландшафт как разомкнутую утопию, где каждый слой — воспоминание, а возможно, даже его иллюзия.

По центру — ряд с фигурками из пластилина Романа Сакина, это остаточный материал от лепки, кусочки из которых он лепил, например, во время телефонных разговоров. Серия «Что же лепит мое тело» — результат этой неосознанной лепки, он показан в виде бесконечного ряда всевозможной формы фигурок.


«Слепое пятно и точка фиксации»

Александр Лавров, «Альбом»

Раздел сосредоточен на двух полюсах зрительного восприятия: центральной точке фокусировки, где все видно четко, и слепом пятне, где не видно ничего. Эти физические особенности взгляда стали центральными темами в произведениях. 

Художник студии «Тихая» Александр Лавров сконструировал комнату по мотивам реального дневника незрячего человека. В комнате собраны фотографии, дневниковые записи, костюм в интерьере, убитом временем. Центральный манекен сидит в позе обезличенной и представляющей собой трагический образ. 

С другой стороны, Слава Нестеров в серии работ воссоздает эффект куриной слепоты, невозможности увидеть изображение при взгляде в центр, одновременно отсылая к магическому состоянию в сумерках, когда при расфокусировке получается рассмотреть тонкие тела из параллельных миров.


«Щель и порез в перспективной коробке»

Владимир Потапов, «Как из прошлого сделать настоящее, или Сколько настоящего в настоящем»

В Цехе Белого зритель входит через глаз, уподобляясь фотону и балансируя далее между тремя разделами выставки. Щели, порезы и прочие визуальные травмы — нескончаемые приметы времени, а потому здесь произведения с релевантной рефлексией. 

Владимир Потапов собрал коллекцию алюминиевой посуды, которую вывернул наизнанку, спрятав все ассоциации внутрь, упаковав их в прошлое, а Анна Лапшинова в проекте «Аппиева дорога» воспроизвела терапевтическую практику для переживания посттравматического синдрома у военных. Им предлагалось штопать собственную форму, чтобы таким образом пережить воспоминания, починить и зашить их.


«Послеобразы»

Анна Лапшинова, «Квартира»

Само понятие «послеобразы» ввел Иоганн Гете в конце XVIII века в учении о цвете. Он говорит, что послеобразы или остаточные образы — тот сильный раздражитель, который остается на сетчатке глаза, даже когда мы закрываем глаза и переводим взгляд на что-то иное. Хороший пример тому — взгляд на огонь. На выставке послеобразы становятся драгоценными примечаниями сегодняшнего визуального диалога с миром. 

Работы Анны Лапшиновой, Глеба Никто, Алексея Васильева и других превращают их в метод размышления и созидания — отсылая и к физиологии зрения, и к философии гештальта.

Анастасия Литвинова с помощью цианотипии производит археологию пространства утраченного дома. Фиксируя неуловимые остатки памяти, она формирует визуальную модель «междумирья», в котором пространство существует без времени. Дом здесь — не место, а процесс распада и воспоминания.


«Таблица Амслера»

Платон Инфанте, «Циклы»

Завершает выставку раздел, посвященный оптическим тестам и экспериментам с визуальным полем. И таблица Амслера — способ исследовать искажения восприятия. Во второй половине ХХ века ученый Марк Амслер создал тест на выявление проблем в сетчатке глаза: разлиновал лист на квадратики и поставил посередине точку. Если сетчатка в порядке, человек видит прямые линии и точную геометрическую сборку. Если она повреждена — провисшие. Этот образ становится ключом к пониманию иллюзорности и подвижности того, что мы наблюдаем. 

Работы Платона Инфанте, Анны Таганцевой, команды «ТОЙ» и других погружают зрителя в зыбкую реальность, где даже взгляду нет доверия.Во время работы выставки состоится серия встреч и дискуссий с художниками, учеными, кураторами и представителями различных направлений в области культуры, а с 1 мая стартуют интерактивные туры по выставке для детей от 7 до 14 лет, которые смогут самостоятельно изготовят камеру-обскуру из спичечного коробка и узнают о принципах работы оптических иллюзий на примере работ выставки.