Квартира месяца: дизайн эпохи оптимизма в Красном доме на улице Строителей | Главное | Time Out
Главное

Квартира месяца: дизайн эпохи оптимизма в Красном доме на улице Строителей

Екатерина Сахарова   10 апреля 2024
8 мин
Квартира месяца: дизайн эпохи оптимизма в Красном доме на улице Строителей
Фото: Алексей Соколов
Эклектичный и богемный интерьер в квартире предметного фотографа Алексея Соколова

Место: Москва, ул. Строителей. 

Площадь: 68 м².

Кто здесь живет: Алексей Соколов, предметный фотограф, преподаватель и блогер @vaguesouvenir.

Дизайн проекта: Алексей Соколов.

Алексей родился в Москве и всю жизнь прожил на юго-западе столицы. Район Университета всегда был для него местом силы: 

«Воробьевы горы и парки МГУ, яблоневые аллеи на проспекте Вернадского, архитектура советского модернизма, неоклассическая сталинская застройка Ленинского проспекта и, конечно же, сам величественный Московский Университет — в юности я любил проводить здесь время за долгими пешими и велосипедными прогулками. Никакие другие постройки в городе и районе я не рассматривал: хотел жить именно в Красных домах, и чуть больше четырех лет назад эта мечта осуществилась».

Красные дома, как их принято называть, — одна из визитных карточек столицы. Сочетание облицовки багрового цвета с белыми лепными элементами отсылает к традиционной русской архитектуре, в частности нарышкинскому барокко. Перед архитекторами стояла задача ускорения строительства. Для этого вводились индустриальные методы: например, лепнина выполнена из бетона.

Двухкомнатная сталинка площадью 68 м² досталась Алексею в отличном состоянии: в начале 2000-х в ней был проведен капремонт с крайне удачной, на взгляд Соколова, перепланировкой. Квартира избавилась от двух узких темных коридоров и обрела почти квадратные и весьма просторные прихожую 6 м² и гостиную 25 м². Спальня 16 м² тоже по пропорциям приблизилась к квадрату — даже осталось место для небольшой гардеробной. Высокие трехметровые потолки, большие окна, два источника естественного света в гостиной и кованый балкон с прекрасным видом — весомые плюсы сталинки. «Увидев все это впервые, я влюбился и уже не смог выбросить квартиру из головы», — вспоминает Алексей.

Красные дома на улице Строителей — первые жилые дома юго-запада Москвы, названные так из-за керамической плитки, которую тогда только начали производить по технологии инженера Александра Мелии

Со стилем ремонта от прошлого владельца тоже повезло — обошлось без «ужасов» 2000-х, дизайн был в духе благородной классики. Из оригинальной отделки 1950-х ничего не сохранилось, но, к счастью, все было воссоздано со вкусом и из хороших материалов. Дубовый паркет, деревянные финские окна и двери, аккуратная потолочная лепнина, карнизы, розетки и порталы. Интерьер был классическим: темно-бежевые обои, шторы с ламбрекенами, хрустальные люстры — бывший владелец описывал его как английское регентство. Во всех зонах, кроме кухни, Алексей обошелся косметическим ремонтом. 

Лаконичный черно-белый интерьер в духе скандинавского минимализма Алексей сменил на более эклектичный и богемный — с оранжевыми и зелеными акцентами, винтажем и антиквариатом

Первым делом он избавился от обоев и покрасил стены светло-бежевой, почти белой, краской оттенка White Dove от Benjamin Moore. Получилось так удачно, что, по словам фотографа, его до сих пор в блоге спрашивают название краски.

«Я всегда много путешествовал, а в середине 2010-х жил и учился в Будапеште, и это во многом сформировало мои интерьерные предпочтения. Свой дом я хотел видеть светлым и просторным, наполненным искусством и книгами, живыми растениями и милыми сердцу винтажными предметами, собранными по всему миру. Мечтал создать интерьер вроде тех, что можно представить в домах европейских столиц — Берлине, Стокгольме, Париже, и в то же время хотел сохранить дух старой московской квартиры». 

За четыре года дизайн периодически менялся. Алексей считает, что дом — это не музей с постоянной экспозицией, а живой организм, который растет и формируется вместе со своим владельцем. 


Гостиная

По признанию блогера, единственное, в чем он постоянен, — это в любви к стилю mid-century — легкому воздушному дизайну эпохи оптимизма 1950–1960-х. Первыми в квартиру въехали культовые кресла Stefan 1960-х годов из Польши — пожалуй, самая красивая и удобная модель Восточного блока. Недавно Алексей перетянул их в букле молочного оттенка. Между креслами — столик ручной работы из натурального коричневого травертина с вкраплениями оникса.

Центром гостиной стала картина «Сербский дворик» советского живописца Рафаэля Акопова, заслуженного художника России, члена Союза художников СССР. Работа была написана в 1980-е, когда художник был референтом по культуре Дома Советской Культуры в Югославии. Такие большие произведения искусства (140×140 см) собирают интерьер вокруг себя и меняют пространство до неузнаваемости: раздвигают стены, поднимают потолки.

Тумба на высоких ножках под телевизор в прошлом была лакированным румынским трюмо оранжевого цвета. Алексей нашел эту мебель на «Авито», увидел эстетический потенциал в резных ручках (почти как у именитых датчан!) и привез ее на такси из города Пушкина. Дальше дело было за малым: реставратор придал тумбе благородный оттенок темного ореха и полуматовую фактуру и сделал вывод проводов от винилового проигрывателя. 

Большая часть мебели — оригинальный винтаж из 60–70-х, найденный чаще всего на той же интернет-площадке: письменный стол — из Финляндии, консольный стул — из Италии, журнальный стол — из Японии. Соколов даже в шутку называет себя королем «Авито». Из современной мебели в гостиной только стеллаж La Redoute в шпоне из орехового дерева — и тот в стиле mid-century.

Алексей говорит, что не ищет легких путей. Например, диван из коллекции Stockholm от IKEA фотограф приобрел спустя пять лет после выпуска — уже тогда, когда магазины сети были закрыты в России, а сама серия стала раритетом и предметом охоты любителей дизайнерских интерьеров. При этом изначально диван был изумрудного оттенка, но этот цвет уже не устраивал Алексея. Он перетянул мебель в премиальный велюр травяного оттенка — получилась уникальная кастомная вещь.


Спальня

Алексей любит IKEA за возможность сочетания предметов разных стилей и эпох. Так, над кованой кроватью от шведского бренда прошлым летом появился советский натюрморт с пионами в антикварном золоченом багете и изящная французская винтажная люстра 1950-х. «Люстре, кстати, пришлось на 40 см увеличивать высоту подвеса и менять всю электрику, но вы уже поняли, что без приключений у меня никак», — смеется блогер. Прикроватные тумбочки с латунными ручками и «копытцами» — кстати, тоже эксклюзив родом из ГДР 70-х.

Несмотря на наличие гардеробной, настоящим спасением стал лаконичный и вместительный белый гардероб PAX — тоже от IKEA. Его ручки Алексей заменил на антикварные из живописно состарившейся латуни.


Кухня

Кухня 9 м² — любимое место Соколова в доме. Много времени он проводит именно здесь: печет пироги, готовит, пьет кофе (кстати, кофемашина тоже винтажная —  Lavazza дизайна 1989 года). «Проектировать пространство мне помогала мама — человек с тонким художественным вкусом и богатым опытом по части ремонтов. Благодаря ей здесь появилось множество мест хранения и продуманная навигация между рабочими зонами».

Комнату украшает еще одна французская люстра середины XX века, выполненная в технике «флорентийский букет»: итальянские мастера издавна создавали кованые светильники, покрывая их листовой поталью и патиной. В 1920–1930-е такие люстры стали частью эклектичного и роскошного стиля Hollywood Regency. Из Голливуда изображения золоченых колосьев пшеницы привезла Коко Шанель — она сделала соцветия достоянием мировой моды, поместив их в своем номере отеля Ritz и в апартаментах на Rue Cambon.

Алексей хотел белую кухню в скандинавском стиле. Подходящие фасады нашлись на фабрике «Стильные кухни». Ручки шкафов — Bosetti Marella, Италия, оттенка состаренной латуни. «Меня часто упрекают в непрактичности, но я таких критиков не понимаю. Разве с черных, серых и прочих “немарких” шкафов вы не протираете пятна, когда они появляются? Белые поверхности очищаются ничуть не сложнее — более того, загрязнения не успевают въесться, ведь их видно сразу».

Полы выполнены из метлахской плитки Topcer Octagon, а для кухонного фартука выбран классический белый «кабанчик». Мраморный обеденный стол — вершина дизайна, модель Tulip, созданная дизайнером Ээро Саариненом в 1956-м. За столом — антикварные венские стулья Thonet модели №18, которым больше 100 лет! Они отреставрированы и тонированы в оттенок темного ореха, как и остальная деревянная мебель в доме. «Все это — моя фантазия на тему того, как могла бы выглядеть оригинальная кухня 1950-х, если бы чудом сохранилась в этом доме с момента его постройки», — говорит Алексей.


Балкон

Изящный кованый балкон с видом на зеленый сквер между Красными домами — одно из достоинств квартиры, личный мини-сад в городе

«Некоторые соседи застеклили свои балконы — я считаю это кощунством. В Швеции климат не менее суровый, но посмотрите на их прекрасные открытые террасы, которые на полгода превращаются в цветники!»

Здесь фотограф выращивает туи и герань, проводит завтраки и чаепития с друзьями — летом балконная дверь никогда не закрывается. Алексей хотел, чтобы это пространство напоминало интерьер французских бистро, поэтому он выбрал мраморный столик на чугунном основании от La Redoute и черные кованые стулья IKEA. Балконные ящики для герани приобретены в H&M Home.

В квартире очень зелено — около 15 живых растений. Первой восемь лет назад поселилась монстера. Под ней — тумба в виде капители античной колонны от Dantone Home. Высаживать цветы Алексей предпочитает в старые итальянские терракотовые горшки — потемневшие, с живописными высолами. 

«Фикусы и юкки, стрелиции и хойи — растения сопровождают меня везде. Для меня это душа дома».