Бизнес-юрист Валерия Воронова — об особенностях профессии, сложных клиентах и «юридическом дресс-коде» | Промо | Time Out

Бизнес-юрист Валерия Воронова — об особенностях профессии, сложных клиентах и «юридическом дресс-коде»

  17 мая 2021
3 мин
Бизнес-юрист Валерия Воронова — об особенностях профессии, сложных клиентах и «юридическом дресс-коде»
Адвокаты — одни из тех специалистов, которым люди доверяют решать свои проблемы, от простейших до «вопросов жизни и смерти». Time Out побеседовал с бизнес-юристом Валерией Вороновой о том, с какими трудностями приходится сталкиваться на постоянной основе и что в ее профессии самое главное.

Валерия Воронова

Бизнес-юрист, ведущий специалист и совладелица консалтингового агентства «Лэджи Консалтинг»

Instagram @lawyer.voronova


Адвокат — сложная или простая профессия?

Вряд ли такой вопрос можно считать корректным. Что можно сказать совершенно точно, так это то, что адвокат — профессия синтетическая. Нам приходится быть психологами, педагогами, наставниками, лингвистами, вникать в особенности различных человеческих занятий. Каждое дело, каждый клиент — это погружение в проблему, уникальная история. Мы руководствуемся законами, которые для всех едины, но без индивидуального подхода ничего не получится. По шаблону адвокат работать не может. Чтобы выиграть дело, очень часто нужно учесть множество нюансов. Быть в теме «на все сто» и даже больше.

Когда профессия — образ жизни

В нашем деле довольно сложно очертить рамки рабочего времени, ведь решение многих вопросов требует срочности. Иногда эта срочность обусловлена обстоятельствами, а иногда просто тем, что доверитель поздно спохватился. Это тот самый человеческий фактор, который всегда присутствует. Конечно, хочется помочь всем, но в сутках только 24 часа.

Часто клиенты обращаются в выходные дни или поздно вечером, но это типичная история для каждого адвоката. Увы, юридические проблемы возникают без учета календаря и разбираться с ними приходится соответственно. Каждое выигранное дело — это прежде всего радость от того, что удалось помочь людям, а уже потом интересный кейс для портфолио.

Кого можно назвать сложным клиентом?

Любой человек сложен, особенно человек в состоянии стресса. Тогда важно настроить его на конструктивное общение, успокоить, показать пути решения проблемы. Реальные сложности — не в количестве документов и не в работе без выходных, а в установлении правильного контакта с доверителем. Ведь он неслучайно называется «доверитель» — он действительно должен доверять все обстоятельства дела без прикрас и без утайки и понимать, что адвокат не ради своего интереса задает вопросы, которые порой могут показаться личными, щепетильными и некорректными. Ведь, например, без подробностей семейных взаимоотношений нельзя понять, кто с точки зрения закона прав, а кто нет. Аналогично и с конфликтными ситуациями в бизнесе, в деловых партнерских отношениях.

«Встречают по одежке»

Адвокатов и встречают, и провожают, обращая пристальное внимание на внешний вид. Классический стиль в одежде как-то сразу настраивает на деловую волну, поэтому на встречи с клиентами и в суд, безусловно, необходим костюм. Я бы сказала, что юристов большинство людей воспринимают достаточно консервативно, поэтому яркие броские цвета, резкий парфюм, вычурные украшения выглядят не просто неуместно, но даже вредят.

Иногда случаются истории, когда адвокаты пытаются, как им кажется, сломать стереотипы и «выйти из зоны комфорта». Только это и выглядит странно, и делу мешает. Например, один мой коллега пришел в суд в футболке, шортах и бандане. Судебное заседание просто не состоялось.

Что главное для адвоката?

Это очень простой вопрос, и я думаю, что ответ справедлив для всех профессий: нужно быть профессионалом.