Новые версии классических пьес | Театр | Time Out

Новые версии классических пьес

Елена Груева   12 февраля 2010
2 мин
Новые версии классических пьес
Одеть актеров в современные костюмы и пустить видео на стену — слишком простые ходы в играх с классикой. Она мстит.

Классический сюжет потому и становится классическим, что актуален для каждой эпохи. Однако переносить впрямую в наше время действие старинной пьесы по подобному сюжету довольно опасно. Молодой, известный своими оперными в основном спектаклями, режиссер Василий Бархатов, предложив Театру им. А. С. Пушкина для постановки «Разбойников» Шиллера (ср 17 февраля, 19.00, филиал), был уверен в их злободневности: отцы и дети, борьба за наследство, ошибки молодости, любовь, предательство — разве не про нас? Но в пьесе есть не только сюжет, а и собственный стиль, пространные монологи, всем строем своим связанные с конкретным XVIII веком. Одеть актеров в современные костюмы и пустить видео на стену — слишком простые ходы в играх с классикой. Она мстит. Слова, органичные для человека в камзоле, у человека в рубашке с галстуком звучат фальшиво и напыщенно. Действие затянуто. Роли не проработаны. Видео, драма и музыка Шуберта в спектакле не дополняют, а повторяют и даже перебивают друг друга.


Лермонтов в спектакле «Маскарад» Театра им. Евг. Вахтангова (сб 20 февраля, 19.00) тоже за себя отомстил. В первой вильнюсской версии режиссера Римаса Туминаса текст, звучащий по-литовски, происходящему на сцене особо не мешал. Важны были роскошная картинка — образ Летнего сада в снегу, — мощный вальс Хачатуряна. И посреди всей этой красоты суетящиеся черные людишки со своими мелкими страстишками. Но Евгений Князев в роли Арбенина не захотел отдать режиссеру ни одного лермонтовского слова. Каждое сыграл. И все рассыпалось. Вернее, свелось к дешевой мелодраме с лепечущей о невинности жертвой и ничтожным мужичонком, кичащимся своей мнимой крутостью.


Интересно посмотреть, как со старинной пьесой в «Современнике» справится начинающий режиссер Екатерина Половцева. Она разглядела актуальность совершенно забытой пьесы Сергея Найденова начала прошлого века «Хорошенькая» (пн 15 февраля, 19.00). Провинциальная семейная пара попадает на модный курорт, и у молодой жены «крышу сносит». В начале нашего века тоже ведь бывает, не правда ли? В премьере очень примечательный молодежный состав. Главную героиню Сашу играет уже заявившая о себе и в театре, и в кино Клавдия Коршунова, а для представителя другой славной династии — Никиты Ефремова — это профессиональный дебют. Сценографом был приглашен молодой художник из Магнитогорска Алексей Вотяков, известный у нас по «золотомасочной» хулиганской «Грозе» в постановке Льва Эренбурга. Там он был изобретателен донельзя. Увидим, как здесь.