Джефф Деккер и Даниил Крамер. Джаз — это диалог | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Джефф Деккер и Даниил Крамер. Джаз — это диалог

Екатерина Сумина   3 февраля 2010
5 мин
Джефф Деккер и Даниил Крамер. Джаз — это диалог
На сцене Омской филармонии состоялся концерт выдающегося джазового музыканта Даниила Крамера и одного из наиболее ярких и харизматичных американских саксофонистов XXI века Джеффа Деккера.

В этот вечер поклонники джаза услышали не только известные произведения, но и горячий музыкальный спор между двумя виртуозами. Даже не зная ни одной ноты в октаве, можно было отстукивать ритм, что омичи с большим удовольствием и делали.

Незадолго до начала концерта мы поговорили Даниилом Крамером и Джеффом Деккером о джазе, детских воспоминаниях и о спорных моментах, которые могут возникнуть между исполнителями прямо на сцене во время выступления.

Насколько нам известно, вы проведете целую серию концертов, чем привлекло предложение выступить в России и в частности в Омске?

— Мой менеджер позвонил мне и передал приглашение сыграть с Даниилом Крамером на одной сцене. В свою очередь я прочитал об этом человеке в Интернете и поговорил со многими людьми, которые уже бывали в России и ездили сюда с концертными турами. И все они хорошо отзывались о Данииле Крамаре, поэтому у меня не осталось никаких сомнений сыграть с этим музыкантом на одной концертной площадке.

Джефф, тяжело, наверное, студентам учиться у преподавателя, который часто гастролирует?

— Я оставил им столько практического материала, что думаю, им хватит надолго.

Вы играете в джазовых клубах Вирджинии с собственной группой, даете концерты по всему миру, на этот раз вы будете играть с российскими музыкантами, есть ли какие-то характерные черты в исполнении наших джазменов?

— У нас была пока только одна репетиция. Кое-что роднится, но стоит учитывать то, что я играю в разных странах. Даже в разных штатах люди по-разному воспринимают джаз. И то, что я слышу в России, отличается от того, что я слышу в Америке. Это другое ощущение ритма и свинга. Даниил явно виртуозный музыкант и видно, что за ним стоит большая классическая школа. Возможно, основное отличие в том, что американские музыканты отталкиваются не от технического владения инструментом, а от чувства ритма и потом стараются его развить, а в России культура более развернута и включает в себя владение техникой классической школы.

Джефф, планировали ли вы с детства стать джазовым музыкантом, и когда руки впервые потянулись к саксофону?

— Впервые возможность прикоснуться к этому инструменту мне дали родители. Но по-настоящему я понял, что хочу стать джазменом только тогда, когда узнал, что музыканты не просто играют уже выученное заранее, а импровизируют. То есть они играют то, что подсказывает им сердце. Именно тогда я понял, что это мой путь.

Помните ли свои первые ощущения, когда услышали саксофон?

— Мне было 13, когда я впервые взял в руки саксофон, и единственное, что помню из детства, это то, что мне это безумно нравилось. Я получал от игры на нем огромное удовольствие.

Считается, что саксофон — это очень романтичный и даже эротичный инструмент помогала ли игра на нем в покорении женщин?

— Конечно. Дело в том, что звуки, издаваемые саксофоном подсознательно воспринимаются многими людьми как человеческий голос: поющий, плачущий, смеющийся. Это правда, саксофон считается эротичным инструментом, потому что те инструменты, которые частично имитируют интонации человеческого голоса, подсознательно действуют на человека. Эротика лежит в основе любого искусства. Весь вопрос только во вкусе и в мере. Можно сделать, как это делает Playboy или желтая пресса, а можно — как это делают музыканты, скажем, Моцарт. Музыка создана для наслаждения.

Какие у вас первые впечатления от нашего города?

— Люди. Дружелюбность, профессионализм и понимание. К сожалению, это не всегда можно встретить в Соединенных Штатах.

Даниил, а у вас есть какие-то любимые уголки в Омске, где вам приятно бывать?

— Конечно. Это уютный ресторанчик Base, где мы все время ужинаем, когда бываем в Омске. Я его обожаю. И храм, что неподалеку — великолепен. А если говорить в целом, то за что я люблю Омск, так это за его просторность. Когда я прилетел, то увидел белый снежок, это приятно. В Москве, чтобы увидеть белый снег, надо сильно постараться.

А морозы не напугали?

Джефф: Да нет. Вирджиния — это север Соединенных Штатов, не так уж далеко от Канады, так что, что такое холод я знаю не понаслышке.

Даниил: А вот мне пришлось туго. Дело в том, что я два дня, как вернулся из Парижа, а там сейчас довольно тепло. Привыкнуть было не просто. (смеется)

Действительно ли бывают музыкальные споры на сцене между партнерами? И к чему они обычно приводят?

Даниил: Прежде всего, джаз — это диалог. Этот метод музыкального общения используется и в классической музыке, но там он прописан. А факт существования джазовой музыки — это когда мы понятия не имеем к чему это приведет. Иногда это выливается действительно в спор. Я показываю, как я могу играть, мой оппонент мне отвечает, показывая свою игру. Мы можем согласиться или нет, найти общий язык или разойтись. Это как в жизни. И благодаря именно диалогу, джаз такой жизненный. Но самое главное, когда два музыканта в процессе общения не истину рождают, а образ. Ведь для музыканта самое главное — создать такой образ, чтобы он дошел до ваших душ. Если эта задача не выполнена, то все остальное в искусстве не имеет никакого значения.

А вы, Джефф готовы к этому музыкальному спору?

Джефф: Конечно. Ведь джаз — это прежде всего беседа, но важно насколько профессионально вы готовы подойти к этому спору.