«Любите кино — выгода вас сама найдет!» | Кино | Time Out

«Любите кино — выгода вас сама найдет!»

Максим   14 декабря 2009
9 мин
«Любите кино — выгода вас сама найдет!»
Ренессанс отечественного кино не обошел и голубые экраны: из тьмы забвения стал воскресать жанр телесериала. В конце декабря на DVD выйдет новый сериал «Город мечты», с 23 ноября транслирующийся по телеканалу «Астана».

Отсутствие в течение долгого времени телесериалов казахстанского производства казалось парадоксом – наличие своего «мыла» стало чуть ли не важным признаком государственности. Бразилия и Мексика треть века считают «мыльные оперы» своим главным достоянием. Полмира, включая и Казахстан, закупает китайские и корейские сериалы, а Штаты в последнюю пятилетку превратили телевизионные сериалы в настоящую индустрию, готовую затмить кино – вспомним хотя бы бюджеты и многомиллионную армию фанатов «Остаться в живых». В соседней России снимаются сотни серий разнообразных сериалов – причем это производство с более чем 10-летней историей и качество российского «мыла» не уступает западным аналогам (ну, положим, самые рейтинговые снимаются по лицензии – хотя прогресс в любом случае налицо).

В нашей стране после сериалов, которые снимал главный по технической мощности и финансовым возможностям телеканал, «Перекресток» и «Саранча», наступило многолетнее затишье. С последней серии «Саранчи» до выхода в эфир в прошлом году многосерийной комедии «Откройте дверь, я Счастье» за мыльные оперы брались только небольшие студии – на выходе получался материал настолько некачественный, что его даже не брали в эфир.

Сегодня сериал Ахана Сатаева «Братья» и упомянутый «Откройте дверь…» уже набрали изрядную популярность и вовсю обсуждаются на форумах, серии, которые не успели посмотреть в эфире, ищут на видеоресурсах kiwi.kz и kaztube. Это означает одно – любовь к местным сериалам не угасла в казахстанском зрителе. 23 ноября к игрокам на непаханом поле телепродукции присоединилась компания Aldongar, выпустившая нашумевшие фильмы «Подарок Сталину» и «Александр Невский». В эфире телеканала «Астана» стартовал новый сериал про столицу Казахстана и ее жителей. «Город мечты» – название, конечно, малоинтригующее и ура-патриотичное, однако компания производителей взялась за дело серьезно. Понятно, что с таким кастингом (главную героиню играет нестареющая Венера Нигматуллина, к ней присоединились мэтры – Асанали Ашимов, Владимир Толоконников и Меруерт Утекешева), солидным бюджетом и проверенной командой, сделать неходовый товар сложно – сериал уже обзаводится армией поклонников и наверняка хорошо пойдет на DVD. Однако он же обнажил в очередной раз главную проблему постсоветского кинопроизводства: со сценариями у нас беда.

На вопросы Time Out отвечает Алия Увальжанова, один из продюсеров и авторов сценария сериала «Город мечты».

Меня при просмотре сериала удивили диалоги персонажей, где есть чудовищно картонные фразы, вроде просьбы отвергнутого мужа главной героини «аргументировать свое решение». И такими фразами пересыпан сценарий…
Проект был поставлен в очень жесткие временные рамки. На проекте было несколько редакторов. При написании литературных сценариев к 12 сериям, над которыми работало несколько авторов и  при активном участии редакторов, не обошлось без «провалов» в стилистике и других ошибок в диалогах. Но надо понимать, что авторов сценария три – это три разных стиля, разный опыт, двое мужчин и одна женщина. Объединить творческую группу одной идеей, общим сюжетом с многочисленными героями, парраллельными линиями, построить характеры героев и соответстветствующие их образам речь и диалоги – задача сложнейшая. Режиссеру часто приходилось менять диалоги и  утвержденный текст актера уже на съемочной площадке – это диктует место съемок, атмосфера, сам актер. Адаптировать  и редактировать идеально тексты на площадке, к сожалению, не остается времени. Например, практически весь текст героя Асанали Ашимова пришлось срочно менять под него, были введены естественные для казахскоязычного актера обороты. И так далее.

Так ведь эта беда во всех современных казахстанских фильмах: герои в «Лавэ» сбиваются с уличного слэнга на шекспировский «штиль», гангстеры в «Рэкетире» ни разу нецензурного словечка не сказали… Как вы объясните этот далекий от разговорного язык, которым изъясняются наши киногерои?
Я не берусь судить о работах своих коллег, скажу о своем опыте. Первый опыт производства телесериалов столкнул меня с многочисленными вопросами от подбора творческих кадров до организации всего процесса. Весьма специфичная, трудоемкая изнуряющая, работа. Снять 12 серий – и одновременно монтаж, звук, музыка, компьютерный дизайн, цветокоррекция и за нереально короткие сроки – всего за 3,5 месяцев! При этом, я все-таки довольна результатом. В конце концов, рейтинги – аргументы доказательные. А на телеканале «Астана» наш сериал идет параллельно с замечательным сериалом «Ликвидация» с Машковым в главной роли, снятым, поверьте, с другими сроками и бюджетами. Так вот, у «Ликвидации» рейтинг выше по городу Астане. Но по республике – выше у «Города мечты». Вот и ответ. И недостатки, которые вы заметили – нам урок для будущей работы и совершенствования. Нам удалось отработать технологии, выстроить весь процесс и механизмы производственных процессов, и над сценарием и диалогами работать в будущем придется более основательно.
И еще вот один случай: к нам на кастинг приходил очень известный бизнемен, не актер. Имя умолчу. Чтобы приблизить диалог объяснения к ситуации на съемочной площадке, мы попросили его найти свои слова, как бы он убеждал вернуться жену (он был в роли мужа) в реальной жизни… И он выдал нам та-а-кое!! Вся группа потеряла дар речи. Представьте, текст о любви прозвучал примерно в таком менторском тоне: «Вернись, дорогая, ну что тебе не хватает, все ради вас с дочерью. Я занят, да виноват, но там тендеры, обороты, не хватает времени для тебя» и тому подобное – с кульминацией в виде фразы « Я дам тебе в качестве бонуса(!!!) свою любовь и внимание». Наш вариант, с «аргументируй свое решение», куда мягче. О, эти господа иногда и не такое говорят. Поверьте.

Вот, кстати, навеяло: так почему же героиня Венеры Нигматуллиной ушла от мужа? Я имею в виду, что из их беседы, которая случилась в середине сериала, все равно остается непонятным, почему она его оставила. Помнится, сама актриса определила возможную реакцию зрителей на смутные искания своей героини – «да она с жиру бесится». И ведь права – выглядит ее поведение странно…
Героиня – яркая и сильная личность, которая подавляла в себе многие желания, приносила себя в жертву семье. У нее были активизированы только функции жены, матери, дочери. Разве можно назвать стремление к собственному профессиональному росту и социальной активности, востребованности побочным, менее значимым мотивом? Позвольте не согласиться, мы знаем много разных примеров женских драм. «С жиру бесится» – это утрированное и шаблонное мышление. И именно в опровержение этого мотива сила нашей героини. Настоящая, идущая против. Женщина поступков и действия.

Практически все казахстанские сериалы снимаются в жанре бытовой драмы или мелодрамы – от «Саранчи» до «Города мечты». В то время, как во всем мире современные сериалы снимаются в палитре жанров от вампирских триллеров до комедий ситуаций. Чем объясняется такое тяготение к такому старомодному жанру?
Ну не надо выплескивать ребенка с водой. Каждому свое. Продюсер или режиссер выбирают  свой жанр, но финальное решение за заказчиком – телеканалом. Нам была поставлена задача создать мелодраматичный телесериал для прайм-тайм, для самой широкой зрительской аудитории. Нам удалось с помощью главной героини связать судьбы  многих людей, и история, которая будет держать у экранов три недели, у нас все-таки получилась. Не надо относиться к «Городу мечты» как к «мыльной опере» – у нас нет цели делать из него  400 серий и более.  У нас другая  история с яркими типажами. У нас – судьба женщины. У нас кино.

И главное, есть героиня, есть эволюция характера, есть силы зла, противоборство, любовь и цель, которую героиня достигает. Насчет ситкомов скажу, что пока не встретила сценарий действительно комедии ситуаций. И по технологии и по организации съемок это весьма своеобразный жанр. Да и с юмором совсем плохо получается. Вот жду, когда сценаристы удивят оригинальной идей.

Планирует ли ваша компания и вы сами продолжать съемки телевизионных сериалов? В наши дни это модный тренд, и, вступив на этот путь, стоит продолжать.
Благодарю за поддержку. Для меня это не модный тренд, это целесообразность: свободная ниша, низкая конкурентоспособность, и, соответственно, — широкое поле для эксперимента, выбора жанра, темы. Работы много, всем хватит. Надо творить, дерзать, развивать систему, выстраивать инфраструктуру. Мы помогаем телевидению поднять свой рейтинг, удовлетворить потребности зрителя в выборе телепродукции, открыть новые медийные лица, актеров, которых станут приглашать в большое кино. Да еще создаются новые рабочие места, осваиваются новые специальности, воспитываются новые кадры для кино и ТВ. А главное, это экономическая категория: появляются рекламодатели. Например, нам так вообще премьеру первой серии «убили» рекламой – 15 минут. Я напугалась, что это никогда не закончится, зрители – в ужасе ожидания следующего рекламного блока. Но прирост рекламы дает каналу дополнительные возможности заказать еще один сериал и так далее. Видите, это уже целая система. И разве плохо видеть свою действительность, своих актеров, что-то отвергая, с чем-то соглашаясь, и все равно вызывая интерес!? Однажды, Ахан Сатаев, снявший сериал «Братья», на мой вопрос «будет ли он продолжать работу над сериалами», замахал руками и признался, что это – труд адский. Спросите у него, все-таки он до «Города мечты» первым выдал сериал.

Вообще, что выгоднее и интереснее снимать – художественные фильмы, телевизионные сериалы или документальные фильмы? Ваша компания занимается всем этим, у вас есть выбор.
Я много лет работаю по продюсированию документальных фильмов. Это моя первая любовь. Также работала на художественных фильмах: «Подарок Сталину», «Александр. Невская битва». И теперь мой первый телесериал «Город мечты». И все интересно! Я вот такая жадная, страстная, и, надеюсь, буду «широких интересов» продюсером в этом смысле.  Что выгоднее? Скажу так: любите кино, выгода сама вас найдет. И спасибо за замечательные вопросы – я загорелась. Стыдно и нескромно, но я счастливый человек – люблю свое дело!