«Казахская эстрада — это отдельный пласт, не имеющий аналогов в мире» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

«Казахская эстрада — это отдельный пласт, не имеющий аналогов в мире»

  5 ноября 2009
4 мин
«Казахская эстрада — это отдельный пласт, не имеющий аналогов в мире»
В этом году казахстанская современная музыка празднует пятидесятилетний юбилей. Во всяком случае, так считают авторы первой книги об истории отечественной музыкальной индустрии «Антология.kz» Гаухар Джансеитова-Керимова и Арсен Баянов. Time Out рекомендует этот труд вниманию читателей – в книге собраны почти все, от корифеев до группы «Гарем».

То, что дата довольно условная, сами авторы не отрицают: «Мы взяли за основу организацию в 1959 году первого в Казахстане эстрадного оркестра радио и телевидения, который был тогда воплощением популярной эстрадной музыки и вывел на сцену знаменитых отечественных музыкантов и дирижеров, а также композиторов и солистов, исполнявших популярные современные песни, в том числе и тех, кого мы сегодня считаем классиками жанра. Многие музыканты, чья творческая судьба начиналась в этом оркестре и в первых казахстанских эстрадных музыкальных коллективах, потом стали известными исполнителями в СССР и на Западе».

Тем не менее, поспорить с таким утверждением сложно. Главное, что подобного труда – собрать антологию казахстанской музыки за полвека, – никто еще не предпринимал. А то, что нужда в подобной книге есть, ясно давно – в конце концов, казахстанская эстрада есть, но анализировать ее, или хотя бы собрать данные о ней, пока еще никто не удосужился.

Авторы книги – давние партнеры. Гаухар и Арсен вместе работали над одним из самых интересных алматинских неглянцевых журналов Almaty Guide, в котором регулярно публиковались выдержки из будущей книги. Сейчас она доступна читателям в полном объеме.

Каким тиражом вышла книга?
Гаухар: Первоначальный тираж – 3 тысячи копий. Мы подошли к этому моменту, учитывая наш опыт работы с журналом. Almaty guide изначально мы выпускали очень большим тиражом, а потом поняли, что в нашем городе хватит гораздо меньшего количества экземпляров. Так что 3-5 тысяч – вполне хватает для первой поры.

Для первой?
В октябре мы закинули пробную партию в алматинские книжные магазины – «Книжный мир», «Алматы кiтап», — и уже через неделю все книги раскупили. И это несмотря на то, что книга там стоила около 5000 тенге. В ноябре мы выпустим основную партию, и дальше посмотрим, как пойдут дела. Здесь мы постараемся проконтролировать, чтобы магазины делали меньшую накрутку – книга будет стоит дешевле.

А вообще, дорогое ли это удовольствие – выпустить книгу? Вы ведь свои деньги вкладывали?
Основной тираж профинансировал бизнесмен, а в прошлом известный политик и член правительства Жаугашты Набиев, какую-то часть мы напечатали сами. Удивительно то, что этот человек отказался проводить праздник по случаю юбилея своей компании, решив, что эта книга важнее их праздника. Он хотел сделать что-то важное для города, в котором живет и работает.

Но издавать книгу в любом случае удовольствие довольно дорогое. Только печать обходится в 20 у.е. за 1 экземпляр. А ведь еще были расходы на дизайн, фотографии… Причем мы напечатали книгу на хорошей, глянцевой бумаге – в ней много цветных фотографий, было важно, чтобы они не проиграли от плохого качества печати.

По каким критериям вы отбирали музыкантов?
Мы с Арсеном много спорили по этому поводу. Многих артистов я бы не поставила в книгу, против многих возражал Арсен. Однако в итоге мы решили, что не можем выступать в роли судей в таком деликатном вопросе: в книгу вошли все артисты, которые выпустили хотя бы один альбом. Мы планировали остановиться на круглой цифре – 100 музыкантов, но в итоге получилось куда больше. Больше 120 коллективов и солистов, более 350 имен…

И еще очень сложно было собирать информацию. У некоторых артистов есть свои сайты, блоги, но далеко не у всех. Кто-то очень талантлив и знаменит в узких кругах, но сидит в глубоком андеграунде…

Ну, современных музыкантов найти все-таки не так сложно…
Именно! А вот с музыкантами былых эпох было куда труднее. Когда мы начали собирать информацию, мы поняли, что едва успели: от многих групп не осталось уже ничего – ни интервью, ни описаний, — только черно-белые фотографии. Многие уже ушли…

При этом казахскоязычную эстраду вы оставили на второй выпуск?
Правда. Дело в том, что это огромный и очень самобытный пласт. Ни я, ни даже Арсен, который знает лично очень многих музыкантов, не оказались в состоянии охватить этот массив. Многих мы просто не знаем, их нет в нашей базе. В «Антологию» вошли музыканты, которые работают в глобальных жанрах: поп, рок, джаз. А казахская эстрада аналогов не имеет. Но мы сейчас работаем с несколькими консультантами. Даже Роза Рымбаева помогает нам – сейчас она собирает для нас список артистов и композиторов.

А почему «Антология», а не, скажем, энциклопедия?
Энциклопедия – это слишком объемно, слишком обязывает. Мы только собрали информацию об основных именах на нашей арене – время серьезного анализа еще впереди.

Книга «Антология.kz. 50 лет популярной музыки Алматы. Джаз. Поп. Рок» в продаже в сети Booking с начала ноября