5 заметных фильмов кинофестиваля «Зимний»
«Мальчик-птица», реж. Савелий Осадчий

Ваня — хронический молчун. Он говорит неохотно, а когда раскрывает рот, люди смотрят на него удивленно, ведь 18-летний парень разговаривает голосом пятиклассника. Отец называет эту особенность дефектом и стыдится сына. А Ваня, проживший большую часть жизни в детдоме, уже привык быть изгоем. Все меняется, когда на его пути встречается тихая девушка, поющая в церковном хоре.
«Мальчик-птица» — дебютная работа Савелия Осадчего, выпускника мастерской Ивана Твердовского, снятая под его же кураторством. Это наставничество ощущается в картине на каждом шагу, начиная с выбора темы и заканчивая стилистическим минимализмом. В кадре — любимый персонаж Твердовского: хрупкий неудачник, награжденный инаковостью. Герою предстоит ответить на главный вопрос в жизни: как относиться к этой инаковости — как к проклятию или как к дару?
На фестивале фильм получил приз за лучшую режиссуру.
«Жемчуг», реж. Тина Баркалая

У 11-летней Марты есть мечта — она хочет поехать в Индию. Для девочки, живущей в детдоме Ханты-Мансийска, желание необычное. Но Марта уверена, что ее отец был индусом, поэтому старательно учит национальные танцы и рисует на лбу бинди. Вскоре действительно приходится уехать, но не в Индию, а в Москву — ее удочеряет богатая семья. Девочка еще не знает, что приемные родители взяли ее с конкретными целями: отцу она нужна исключительно ради карьеры, а мать с помощью ребенка пытается склеить разваливающийся брак.
«Жемчуг» вполне мог бы стать классической социальной драмой. В нем прослеживается столкновение двух миров — детского дома в Ханты-Мансийске и дорогой виллы топ-менеджеров в Москве. Однако социальных конфликтов фильм старательно избегает. В итоге получается архетипический рассказ о том, что богатые тоже плачут.
Героиня Светланы Ходченковой живет в роскошном загородном доме, но счастья у нее нет — даже поход к косметологу доставляет физические страдания. Появление Марты могло бы многое изменить, но персонажи оказываются не готовы к подарку судьбы. На этом мелодраматическом материале Тина Баркалая создает отличное кино в формате арт-мейнстрима — легкое, доброе и запоминающееся.
«Холодное сердце», реж. Владимир Котт

В семье станционного смотрителя, вместе с женой проживающего в российской глубинке, — внезапное пополнение. Старик отправился в лес за дровами, а вернулся с белокурой девушкой. Что она делала в лесу и почему ходит босиком в мороз и одета в легкое платьице, герои спросить не решились: детей у них никогда не было, поэтому найденыша они приняли мгновенно. Вопросов не возникло и у местных жителей: в то время все интересовались красавцем Лелем, диджеем из райцентра, и богачом Мизгирем. Оба, как назло, влюбились в новую соседку.
Попытка перекроить «Снегурочку» Островского на современный лад — затея интересная, но рискованная. Во-первых, в оригинале это пьеса-сказка со второстепенным сюжетом, написанная в стихотворной форме. Во-вторых, в антураже дня сегодняшнего история девочки-льдинки смотрится не слишком убедительно: создателям не всегда удается найти хрупкий баланс между реальностью и фэнтези. Персонажи «Холодного сердца» не воспринимаются как сказочные герои, но и до реальных им тоже далековато. Они — своего рода персонажи-маски с нелепой логикой поведения, поэтому подключиться к нем непросто.
С другой стороны, у «Холодного сердца» есть серьезный козырь — актерский состав. В кадре — Никита Кологривый, Слава Копейкин, Мила Ершова, Юрий Кузнецов и Маша Кошина, получившая приз фестиваля «Зимний» за лучшую женскую роль.
«Мальчик и робот», реж. Екатерина Задорина

Много десятилетий люди потратили на то, чтобы погубить цивилизацию, и в конце концов им это удалось. Война разрушила города, а выжившим пришлось ютиться в лесах, которые каким-то чудом не сгорели. Среди счастливчиков был и мальчик лет десяти-двенадцати: вместе с любимым роботом он отправляется на поиски отца, который, по слухам, прячется от летающих машин где-то в чащобе.
«Мальчик и робот» Екатерины Задориной — пронзительная антивоенная притча, в центре которой два хрупких существа, пытающиеся выжить во времена постапокалипсиса. Снятый за крохотный бюджет и с минимальными визуальными эффектами фильм рассказывает о природе войны гораздо глубже, чем большинство отечественных многомиллионных блокбастеров. А еще проект интересен тем, что по-новому трактует классический троп о дружбе ребенка с пришельцем (в данном случае — с роботом) — у персонажей оказывается много общего.
«Цинга», реж. Владимир Головнев

1991 год, август. Миссионер православной церкви отец Петр вместе с послушником Федором кочует по Северному Уралу, уговаривая местных оленеводов принять крещение. Одна из семей креститься отказывается наотрез, но священник придумывает хитрый план: упрашивает их принять на время своего послушника, а дальше отправляется один. Федор остается жить в юрте, и почти сразу же для него начинается череда искушений. Чтобы выжить и остаться человеком, ему придется нарушить несколько заповедей.
Программа «Зимнего» в этом году оказалась не слишком удачной, хотя фильмы-события в ней все же были. «Цинга» как раз один из них. Документалист Владимир Головнев в своем полнометражном игровом дебюте говорит о том, что знает досконально: он много лет ездил с киноэкспедициями по Северному Уралу, поэтому на экране мы видим подлинную жизнь оленеводов без бутафории. Возникает эффект полного погружения, подкрепленный отличной драматической составляющей, юмором и мистическими элементами. Получилось мощное кинематографическое высказывание — с шекспировскими страстями в антураже суровых ямальских пейзажей.
Это отметило и жюри конкурса. «Цинга» завоевала сразу три награды — за лучший сценарий, лучшую мужскую роль (Никита Ефремов) и главный приз за лучший фильм.