«Помогать кумирам скоро будет некому»: музыкальная индустрия в условиях пандемии
Музыка и клубы

«Помогать кумирам скоро будет некому»: музыкальная индустрия в условиях пандемии

Диана Дорофеева   20 апреля 2020
19 мин
«Помогать кумирам скоро будет некому»: музыкальная индустрия в условиях пандемии

Из-за пандемии массово отменяются концерты и туры. Time Out поговорил с представителями музыкальной индустрии о том, какие потери они понесут в результате самоизоляции, как им можно помочь, появятся ли новые тенденции после окончания карантина. А российские музыканты рассказали, чем они заняты сейчас и что планируют сделать, когда ситуация в стране нормализуется. 


Степан Казарьян, соорганизатор фестиваля «Боль», основатель Moscow Music Week

Фестиваль «Боль»

На данный момент эпидемия полностью приостановила мою работу. Необходимые переносы уже сделаны. Полноценно осуществлять промо в такой атмосфере невозможно. Потери, уверен, у всех разные, для меня они крайне существенны.

 

С каждым днем этот разговор становится все более и более болезненным. Музыкантов жалко. Те из них, которые жили на доходы от концертов, сейчас находятся в крайне затруднительной ситуации. А те, кто получают деньги от стриминга, живут все так же. Может быть, и лучше. Пока что участие в коммерческих, спонсорских или благотворительных стримах и рекламных акциях звучит как вариант, но подходит он только для мало-мальски известных исполнителей. Остальным же, боюсь, остается только голодать, терпеть и занимать в долг. Но самое ужасное, что день ото дня положение самих слушателей становится все хуже и помогать кумирам скоро будет некому.

 

 

Самое ужасное, что день ото дня положение самих слушателей становится все хуже и помогать кумирам скоро будет некому.

Онлайн-концерты останутся и после самоизоляции, но сначала их ждет спад: это дорогое удовольствие. Снять большой клуб на 1000 человек и привести бэклайн в 2-3 раза дешевле, чем организовать крутой стрим с кучей операторов и продать билеты, стоимость которых при этом ниже. Но тропа уже точно проложена и онлайн-концерты будет отвоевывать свое место у обычных мероприятий.


Максим Динкевич, шеф-редактор «ИМИ. Журнала»

ИМИ

Наша организация Институт Музыкальных Инициатив (ИМИ) занимается поддержкой и развитием музыкальной индустрии в России. В условиях пандемии наша помощь нужна как никогда. Мы перебрали разные варианты и решили, что быстрее, логичнее и понятнее всего будет сделать сборник.
В начале апреля мы выпустили «Не выходя из дома», предложив 22 музыкантам, у которых отменились концерты и туры, грант на запись песни.

В записи сборника приняли участие:

Хадн дадн, Увула, Интурист, Bicycles for Afghanistan, Кассиопея, ИльяМазо, Деревянные киты, Союз, Kira Lao, Mitya, Бенька, Dvanov, сад имени федора, Дом престарелых аутистов, Досвидошь, Ушко, Трипинадва, Djinn City, Попрыгун и гвозди, Wlvs, Со мною вот что, The Last Train

Под этот критерий, к сожалению, подходят многие исполнители, а помочь сразу всем мы не можем, поэтому, конечно, ориентировались на свой вкус, представления о прекрасной и хорошей музыке. Целых 22 группы мы взяли с запасом, подумав, что наверняка кто-то не соберется или не успеет: нужно было сдать трек в кратчайшие сроки. В итоге ни одна группа нас не подвела, все прислали материал вовремя, а главное, получились классные песни. Мы результатом очень довольны. О сборнике написали известные издания, он появился в рекомендованных релизах на всех основных стримингах, музыканты получили деньги и благодарят нас — мне кажется, проект удался.

22 группы мы взяли с запасом, подумав, что наверняка кто-то не соберется или не успеет: нужно было сдать трек в кратчайшие сроки. В итоге ни одна группа нас не подвела.

 

Пандемия сильно затронула музыкальную индустрию: уже несколько недель как закрыты все клубы, концерты отменены на месяцы вперед. Потери будут очень серьезные — я опасаюсь, что многие культурные площадки просто не доживут до конца самоизоляции. Даже если она закончится, как мы все надеемся, скоро, далеко не факт, что люди сразу побегут на мероприятия. Во-первых, некоторая опасность еще сохранится, будут бояться. Во-вторых, у многих не будет денег на развлечения.

Слушайте Не выходя из дома — сборник на Яндекс.Музыке
 

У большинства музыкантов основной источник заработка — концерты. Чтобы в сложившейся ситуации помочь им, можно купить их мерч, альбомы, все что угодно, что они продают. Можно просто закинуть деньги на Яндекс кошелек или на банковскую карточку — многие артисты опубликовали свои счета и сказали: «Друзья, помогите, чем можете». Можно смотреть онлайн-концерты и донатить. Или побольше стримить музыку, но для независимых исполнителей это не так существенно, так как со стриминга они пока зарабатывают мало. Помочь можно и нематериально: подписаться на соцсети, комментировать и лайкать, говорить, что они не одни, что мы их слушаем, любим и поддерживаем. Оказывать в том числе и моральную поддержку.

 

Плюс промоутеры и клубы, которые остались без клиентуры и без денег, открыли программу лояльности — гостевые и клубные карты, выпустили мерч. Правда, у нас такая ситуация, что пандемия наложилась на кризис — у людей в принципе нет средств, многие и рады были бы пожертвовать что-то, но у них просто нет такой возможности.

Чтобы в сложившейся ситуации помочь артистам, можно купить их мерч, альбомы, все что угодно, что они продают. Можно просто закинуть деньги на Яндекс кошелек или на банковскую карточку.

Онлайн-концертов сейчас очень много, их делают все. И есть такое ощущение, как будто слушатели уже начинают от них уставать. Вторую, третью неделю идут бесконечные стримы. С одной стороны, они необходимы в наших условиях, с другой, кажется, могут очень быстро всем надоесть. Люди по-разному оценивают этот опыт: сидеть у компьютера и смотреть выступления — не то же самое, что быть на площадке с друзьями, выпивать, тусоваться, танцевать. Но я думаю, мы еще увидим развитие этого формата.


Катя Штарева, сооснователь агентства Doing Great Agency и платформы онлайн-мероприятий Stay

Stay 

Идея создать Stay возникла в середине марта, когда начали запрещать публичные мероприятия и мы, как агентство Doing Great Agency, пытались придумать решения наших проблем и продолжить работать в каком-то формате, а также помочь клиентам — музыкантам, фестивалям, театрам. В пятницу вечером созвонились, в понедельник утром вышли с пресс-релизом и сайтом. Все делали в жуткой спешке, но драйв был невероятный. 

Афиша мероприятий платформы Stay:

Facebook вКонтакте

В пятницу вечером созвонились, в понедельник утром вышли с пресс-релизом и сайтом. Все делали в жуткой спешке, но драйв был невероятный. 

Онлайн-концерты — единственный вариант для артистов выступать и как-то монетизировать свое творчество, аудитория понимает это и чутко относится к подобным инициативам. Способов, как сейчас можно помочь, не так уж и много: слушать музыку в сервисах по подписке (Itunes, Boom, «Яндекс. Музыка»), покупать альбомы онлайн или на физических носителях, приобретать мерч. И просто донатить тоже можно, конечно же.

 

Нам самим очень интересно узнать, как будет развиваться музыкальная индустрия, мы вместе строим будущее здесь и сейчас! Онлайн-концерты останутся в жизни людей, но уже немного в другом формате — это будет более актуально для жителей регионов и других стран: не все группы ездят в масштабные туры и точно не все привозят такое же шоу, какое было в столице. Поездка в другой город на концерт для условного любителя музыки из Рязани может обойтись в приличную сумму,  которую не каждый сможет себе позволить, а билеты на онлайн-мероприятие будут стоить гораздо дешевле — от 200 рублей.


Вадим Чувашев, главный редактор паблика »Родной звук»

«Родной звук» 

Музыкальная индустрия пострадала очень сильно. У исполнителей, как правило, два главных источника дохода — концерты и продажа музыки. И за последние 20 лет так сложилось, что концерты приносили основную прибыль, а поступления от продажи музыки стали увеличиваться только в течение последних 5 лет благодаря стриминг-ресурсам. Теперь у музыкантов будет меньше средств для записи новых альбомов, а у большинства и просто для существования, им придется искать другие способы заработка. Также это коснется всех, кто задействован в концертной индустрии, — билетные агентства, промоутеров, технический персонал, звукорежиссеров.

 

Помочь музыкантам можно следующим образом: не сдавать билеты на купленные концерты (рано или поздно они состоятся), слушать записи любимых исполнителей в стриминг-сервисах, покупать мерч, виниловые пластинки.

Музыкантам нужно сделать ревизию своих страниц в стриминг-ресурсах, привести в порядок их и соцсети. Можно заняться написанием нового материала, более тщательным планированием будущих релизов, наверняка на это в обычной жизни не хватало времени. Также можно подумать о создании своего мерча, больше общаться с поклонниками, проводить онлайн-трансляции.

Помочь музыкантам можно следующим образом: не сдавать билеты на купленные концерты (рано или поздно они состоятся), слушать записи любимых исполнителей в стриминг-сервисах, покупать мерч, виниловые пластинки.

 

 

Онлайн-трансляции для музыкантов — это нечто новое. До этого трансляциями занимались в основном блогеры и геймеры, они научились это монетизировать. Может быть, стоить перенять их опыт, не бояться просить донаты и более тесно контактировать со своей аудиторией в интернете.

Минус онлайн-концертов в том, что их сложнее сделать прибыльными и нет живой энергетики зала. Люди ходит на концерты, чтобы увидеть артиста, получить с ним селфи, ощутить единение с толпой фанатов, а в онлайне все это теряется. Я, например, почти никогда не смотрю записи выступлений, но ходить на них люблю. Плюс с туром можно проехать по десяткам городов и везде будут новые зрители, купившие билеты, а если сделать онлайн-концерт, то фанаты из всех городов посмотрят его один раз. Заработок в этом случае окажется гораздо ниже. Даже если продать стрим большому бренду, скорее всего, это будет как гонорар за 1 концерт, а в туре было бы 50-100 таких гонораров.

Онлайн-трансляции для музыкантов — это нечто новое. До этого трансляциями занимались в основном блогеры и геймеры, они научились это монетизировать.

Конечно, полностью стримы обычные мероприятия не заменят — это просто еще одна возможность взаимодействия с фанатами, еще один формат развлечений. Например, есть люди, которые не ходят на концерты, но любят слушать музыку — возможно, такой подход им очень зайдет.

 

 

Мне кажется, произойдет глобальная очистка. Музыканты потеряют источники доходов на очень длительное время, им придется заниматься чем-то другим. Какие-то фестивали тоже не смогут вернуться и прекратят свое существование. Рынок фестивалей в Европе уже был очень сильно насыщен, после такого кризиса выживут только самые сильные игроки. Какие-то клубы и концертные залы тоже не смогут возобновить свою работу. Случится глобальное обнуление. И постепенно индустрия будет возрождаться, но это будет долгий процесс, как я думаю, понадобится 5-10 лет.


Варя Краминова

«Хадн дадн»

Песня «Мы сегодня дома» возникла еще несколько лет назад, когда мы путешествовали по Минеральным водам и родственники Антона, продюсера «Хадн дадн», не хотели ехать с нами в Железноводск, в котором они были уже много раз, и решили остаться дома. Я сначала относилась к ее популярности во время самоизоляции с недоверием, а теперь я принимаю ее успех, пусть делает, что хочет, пусть будет у всех на устах, мы к этому и стремились, в конце концов. Молодец песня!

 

 

Из-за эпидемии у нас, во-первых, отменился тур по России, пришлось засесть дома и заняться недописанными песнями группы «Созвездие отрезок», отчего я совершенно счастлива: последний год на написание треков вообще не было времени, а это самое магическое и потустороннее в нашем музыкантском деле.

Во-вторых, я собиралась ехать в Турцию с мамой, папой и лучшей подружкой на 10 дней в отель под названием «Эйфория». Об этой поездке я грезила с прошлого лета, полного работы. Осенью, зимой и весной работы не убавилось, поэтому Турция еще больше представлялась мне спасением и мечтой. Мы любили созвониться с подружкой Варей и обсудить, как будем там вставать в 7 утра, чтобы прыгнуть в море и доплыть до буйков, а после этого подвига досыпать в сауне, объедаться вафлями и качественно валяться на песке, иногда в кофтах и под полотенцами (в мае в Анталии бывает холодно), пить в баре с родителями «Синий » (любой коктейль с синим сиропом), плотно обедать, плотно ужинать и посещать вечером развлекательное шоу… Теперь наша Турция переносится на следующую весну.

 

Но у меня наконец-то появился график работы — последние несколько дней я встаю в 10, завтракаю и отправляюсь к фортепиано, в 13:00 мы созваниваемся по зуму с Антоном Дворцевым и пишем песню с нового альбома «Созвездия отрезок». В 14:00 начинается самостоятельная доработка композиции — к вечеру она у нас уже есть целиком или хотя бы куплет-припев. Потом я читаю, занимаюсь другими делами, готовлю ужин, а недавно мы с папой до половины 4-го утра играли в Grim dawn по сети. Чтобы играть без задержки, мне пришлось подключиться к интернету через кабель и сидеть все это время на полу в коридоре, но это было очень круто, всю ночь мне потом снились зомби-собаки.

последний год на написание треков вообще не было времени, а это самое магическое и потустороннее в нашем музыкантском деле.

 

На момент окончания самоизоляции я планирую дописать все песни для «португальского альбома» «Хадн дадн», сделать новый альбом с «Созвездием отрезок», прочитать множество книг, с чувством выполненного долга устроить вечеринку-встречу-встреч с друзьями и родителями, уехать в какое-нибудь путешествие.

Слушайте Лучшее: Хадн дадн — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке
 

А пока я советую всем слушать музыку «Хадн дадн»: у нас много песен, они разнообразны и с полноценным сюжетом. А еще можете подписаться на наш с Маргаритой Меджович, солисткой группы «сад имени федора», телеграм-канал @muzikcla, где мы пишем короткие треки про все, что с нами происходит. И не расслабляйтесь! Сейчас самое подходящее время для дел. Чем больше вы будете делать, тем больше ваша душа будет довольна и вы будете счастливы.


Илья Барамия

«АИГЕЛ»

Карантин все планы нарушил. Радикально поменял нашу жизнь. Зато появилась возможность работать, не отрываясь, над новым материалом. Фигачим новую музыку и доделываем старую. Я перевез свою студию домой. Теперь как 10 лет назад работаю дома и соседи — мои первые слушатели. Свободного времени не появилось совсем: нужно вплотную заняться студийной работой и разбираться с новыми синтами. Но когда тяжелый эмоциональный фон слишком давит — покупаю бутылку джина и играю в DOOM на нинтендо-свитч (купил ребенку, а ему не понравилось). И все время провожу с семьей — такого давно не было.

 

Ну, в моем случае не получается даже работать над новым материалом: мы изолировали наших бабушек и дедушек, а с ребенком не поработаешь. У нас второй класс, дистанционное обучение — с утра до ночи у меня хозяйство и материнство: покормить, повеселить, пройти школьную программу. Быть учителем для собственного ребенка — это жесть. В среднем 8-9-летний ребенок кричит «ма-ам» 3 раза за трехминутную песню. Вот если мне надо отслушать материал, 3 раза за трек я снимаю наушники и спрашиваю: «Что?». Непросто, в общем, зато уютно. Мы часто смотрим мультики, играем в настольные игры и убираемся дома. Когда целый день дома, можно бесконечно убираться: все время бардак.

 

Илья, Айгель

Если выживем — планируем возобновить концертную деятельность после пандемии. Новых музыкальных тенденций не появится. Главное, чтобы восстановились старые. Вопрос, когда это закончится, совсем непонятен. Рост заразившихся пока экспоненциальный. Соблюдайте правила гигиены и следите за новыми релизами!

Новых музыкальных тенденций не появится. Главное, чтобы восстановились старые. Рост заразившихся пока экспоненциальный. Соблюдайте правила гигиены и следите за новыми релизами!


Расел Рахман

«Спасибо» 

У нас с группой «Спасибо» отменился большой тур и все концерты. Бар, в котором я отвечаю за программу, тоже временно закрыт и с боем пытается отвоевать себе арендные каникулы. По факту я лишен всех способов получать доход. Зато освободилось огромное количество времени для творчества. Пишу песни, отдыхаю, занимаюсь самообразованием и ем. Планирую все-таки добраться до писательства и расширить свои медиа-активности.

 

После окончания самоизоляции хочу устроить огромную вечеринку, сыграть бесконечно много концертов, если все будет хорошо. Пока сложно прогнозировать и загадывать, так как непонятно, сколько это продлится и получим ли мы хоть малейшую поддержку от государства. Думаю, что из карантина многие выйдут нищими и жадными, что может плохо сказаться на повседневной жизни, но хорошо отразится на популярности музыки – развлекаться же надо как-то в смутные времена.

Думаю, что из карантина многие выйдут нищими и жадными, что может плохо сказаться на повседневной жизни, но хорошо отразится на популярности музыки – развлекаться же надо как-то в смутные времена.

 

Главное не забывайте про свою любимую музыку, следите за профилями в соцсетях и давайте обратную связь. Всевозможные репосты, лайки и прочее будут как никогда уместны. Переслушивайте полные дискографии ваших любимых артистов, открывайте для себя новых исполнителей и не бойтесь оставлять свои комментарии, задавать вопросы тем, кого слушайте. Берегите себя.


Кира Вайнштейн

Kira Lao

Буквально за день до моего дня рождения в Москве ввели запрет на проведение мероприятий с участием более 50 человек. Мне пришлось отменить праздничный концерт в Powerhouse. Отменилось мое выступление с группой Dvanov в «16 Тонн». Отменились спектакли «Тоннель памяти голодного лиса» в Новом Пространстве Театра Наций, «40» в МАММ, «Бродский стихи» в клубе «Москва», где я участвую как композитор. Съезд современного танца, где мы должны были показывать премьеру с Алексеем Нарутто, перенесли на осень. Другой танцевальный фестиваль пока под вопросом. Отменилось несколько образовательных проектов — сделать их в онлайне не удалось.

 

Так получилось, что с декабря я находилась в поисках постоянной работы. А в феврале, чтобы не плодить долги, переехала жить в мастерскую. Это сильно дешевле, чем снимать квартиру. Концерты и спектакли были моим основным источником дохода — тотальная отмена мероприятий застала меня врасплох. Несмотря на происходящее, мне очень повезло: я быстро нашла удаленную работу. Поэтому не могу сказать, что свободного времени у меня стало больше — его теперь совсем нет.

 

События последних недель еще сильнее укрепили во мне мысль, что нужно жить сегодняшним днем. Конечно, я что-то записываю карандашом в календарь, но держу в голове, что в любой момент все может измениться, нужно быть к этому готовым. Сейчас сложно делать какие-то прогнозы. Никто не знает, когда и чем все это закончится.

в любой момент все может измениться, нужно быть к этому готовым. Сейчас сложно делать какие-то прогнозы. Никто не знает, когда и чем все это закончится.

 

Я очень надеюсь на перемены. В связи с отменой концертов в сети стали много говорить о том, как устроена индустрия, как живут и сколько на самом деле зарабатывают артисты. Надеюсь, после карантина люди как минимум перестанут просить вписки на мероприятия. Самое интересное сейчас происходит с онлайн-концертами. Лично мне не так интересно смотреть на звезд, играющих свои песни на кухне под гитару, а вот попытки переосмыслить закостенелый формат вызывают у меня восторг. Очень понравились трансляции «Интуриста» «Толкователь снов», «Кедр у Плиты», эфир «Софтик», где она писала трек из семплов, которые ей присылали слушатели.

 

 

Могу рассказать о той помощи, которую я получила. Сайт Bandcamp отменил на один день комиссионные сборы за донаты — это побудило меня сделать пост в социальных сетях. Было особенно ценно, что многие фанаты в это кризисное время решили инвестировать в культуру. Благодаря их поддержке я смогла оплатить аренду мастерской в апреле. Кроме того, я получила грант от ИМИ и написала трек для их сборника «Не выходя из дома».

Пойте и танцуйте, чтобы не сойти с ума. Ну, и раз уж нас всех так резко остановили, то всеми силами поддерживайте внутренний огонь и пытайтесь обернуть ситуацию в свою пользу. Заземлитесь и прислушайтесь к себе.


Вера Мусаелян

«АлоэВера» 

Коронавирус нарушил все мои прекрасные планы. У нас должен был быть концерт-девичник в преддверии моей свадьбы, но все перенеслось на неизвестный срок. Как и другие музыканты, мы больше не можем прогнозировать свои туры, мы просто затаились в ожидании того, как все будет развиваться дальше.

Я не могу сказать, что наше время было как-то иначе распланировано. У нас нет такого, что мы с 8 до 9 проводили время на работе и теперь вдруг эти часы освободились. Мы всегда были предоставлены сами себе, ездили на репетиции, записывали что-то на студии, у нас очень много коммуникаций между музыкантами. Сейчас сложно из-за того, что мы лишены этого, но в целом есть чем заняться: наконец-то можно почитать, вести со своей аудиторией разговоры через социальные сети, делать прямые эфиры. Хотя, естественно, хочется вернуться к гастрольной жизни.

 

 

Сейчас все выходят в онлайн, начинают осваивать площадки, которыми пренебрегали. Допустим, мы каждое воскресение проводим, как мы их называем, «кривые эфиры»: запускаем трансляцию в Инстаграме и играем квартирники для нашей аудитории. Сейчас это делают повсеместно все музыканты, даже если раньше они этим инструментом не пользовались. Обратная связь очень важна, общайтесь с нами: нам нужно видеть, что наша аудитория ждет концертов, любит наши песни. Это очень поднимает настроение.

Мы каждое воскресение проводим, как мы их называем, «кривые эфиры»: запускаем трансляцию в Инстаграме и играем квартирники для нашей аудитории.

 

Я бы хотела, чтобы люди не впадали в панику: не происходит ничего, что этот мир еще не видел, чего он уже не проходил. Мы со всем этим справлялись — справимся еще раз. Конечно, будут сложные времена без работы и без денег, но, думаю, каждый из нас сталкивался с этим. Главное сохранить свои силы, свой ум, предприимчивость. Поэтому, пожалуйста, окружайте себя чем-то приятным, интересным, вдохновляющим, чтобы не потерять желание жить и не потерять себя.