6 причин увидеть спектакль «Фаина. Эшелон»

6 причин увидеть спектакль «Фаина. Эшелон»

  10 марта 2020
4 мин
6 причин увидеть спектакль «Фаина. Эшелон»

Спектакль «Фаина. Эшелон» – новинка в репертуаре театра «Школа современной пьесы»: впервые он был показан в феврале этого года. Time Out собрал 6 причин посмотреть эту уникальную постановку.

Звездная команда

Режиссер спектакля – создатель и художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. Каждая его новая постановка становится ярким событием в театральной жизни столицы.

Художник-постановщик спектакля – Мария Трегубова, неоднократный лауреат и номинант «Золотой маски», лауреат премии газеты «Московский комсомолец», обладатель Гран-при «Пражской квадриеннале», «Хрустальной Турандот» и театральной премии «Прорыв». В числе ее известных работ – спектакли «Алиса» и «Война и мир Толстого» в БДТ, «Ваш Гоголь», «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» в Александринке, постановки в Лаборатории Дмитрия Крымова и т.д.

Главную роль в спектакле «Фаина. Эшелон» исполняет заслуженная артистка РФ Елена Санаева. Она играла в громких постановках «Школы современной пьесы» – например, в спектакле «Звёздная болезнь» и «Медведь». Также она известна по работам в кино: она снималась более чем в 40 фильмах.

Семейная история

«Фаина. Эшелон» основан на книге воспоминаний Фаины Иосифовны Райхельгауз – мамы Иосифа Райхельгауза и бабушки Марии Трегубовой. Так что перед зрителями – личная история, пропущенная через души создателей постановки, повлиявшая на их жизни и от этого еще более впечатляющая.

«Лет 10 назад я попросил свою маму записать историю ее жизни. И она это сделала, записав все, что помнила, как есть, без всякой литературной обработки. Эта история жизни такова, что, отдавая ее читать, я вижу только слезы на глазах у людей, – рассказывает Иосиф Райхельгауз. – Это не только слезы горя, но и слезы благодарности за такую правдивую и пронзительную историю. Поэтому, когда подошел очередной юбилей Победы, я понял, что нет ничего более правдивого и личного, чем история моей семьи, моей мамы».

Неожиданный формат

Спектакль представляет собой сочетание классического театрального монолога и иммерсивной постановки. Зрители оказываются за длинным деревянным столом, за которым Елена Санаева готовит борщ, одновременно делясь воспоминаниями о своей семье, о детстве и юности.

Участники спектакля –  зрители благодаря отсутствию границ быстро перестают просто смотреть и слушать и оказываются вовлечены в водоворот времени – переносятся в эшелон. Специальная система, расположенная под полом зрительного зала, создает эффект движения поезда – с качанием, внезапными остановками, ускорением и замедлением движения.

Впечатления без перегибов 

Многое из того, что приурочено к различным военным датам, к сожалению, часто отдает либо ура-патриотизмом, либо излишней патетикой. В спектакле «Фаина. Эшелон» вы не увидите ни того, ни другого. В монологе Елены Санаевой нет взрывов эмоций, вскриков – все уже пережито и рассматривается с высоты прожитых лет. Но от этого, пожалуй, трагедии сопереживаешь намного сильнее: просто нет сомнений в том, что она не искусственная, не надуманная, а реальная и потому очень страшная.

То, что число сидящих за столом людей очень невелико, только добавляет густоты впечатлений: создается ощущение, что все рассказанное – глубоко личное, что воспоминаниями делятся именно с тобой, а не на публичную аудиторию. Зрители полностью погружаются в созданную режиссерами реальность, поэтому, когда приходит время, сами абсолютно искренне и естественно становятся участниками событий.

Подбор деталей

Атмосферу спектакля создают не только декорации и игра актеров, но и точно подобранные детали. Для трапезы предлагаются не тарелки, а эмалированные миски. Движение эшелона сопровождают фотографии и видео как инструмент создания аллюзий и метафор. Здесь и кадры из спектакля «Эшелон» театра «Современник», и портреты ушедших из жизни актеров «Школы современной пьесы», и многое другое.

Просто вкусный борщ

Борщ, который на протяжении всего спектакля готовит героиня, не бутафория – он настоящий, сварен на фасоли. Так что у зрителей есть возможность его попробовать, добавив к визуальным и эмоциональным впечатлениям еще и вкусовые.