7 режиссеров, поразивших нас после 70 лет

7 режиссеров, поразивших нас после 70 лет

Геннадий Устиян   11 октября 2019
5 мин
7 режиссеров, поразивших нас после 70 лет

В кино идет новый фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке». Аллену скоро стукнет восемьдесят четыре, но не похоже, чтобы его творческая энергия хоть немного истощалась. Time Out вспоминает режиссеров, которые явно переосмыслили понятие «пенсионный возраст».

​Вуди Аллен снял «Матч Пойнт» (2005) в 70 лет

На протяжении 1980-90-х Вуди Аллен, снявший один из главных стилеобразующих фильмов о Нью-Йорке «Энни Холл» еще в 1970-х и получивший за него «Оскар», пережил несколько периодов — серьезный «бергмановский» и комедийный «имени себя», где, как правило, он сам или похожий на него герой испытывал целый комплекс фрустраций, свойственных типичному американскому интеллектуалу.

И никто не ожидал, что в 70-летнем возрасте Аллен вдруг стряхнет с себя собственный культурный груз и снимет «Матч Пойнт», свежий нуар с убийством, интерпретацию «Американской трагедии» в современном Лондоне с новой музой Скарлетт Йоханссон, ставшей его героиней на несколько лет. С этого же фильма начался и «европейский» период Аллена — за Лондоном последовали Париж, Рим и Барселона.

Клинт Иствуд снял «Гран Торино» (2008) в 78 лет

Мало кто сделал такую кинокарьеру, как Иствуд. Начинавший в дешевых спагетти-вестернах в Италии актер постепенно стал экшн-героем в Америке и снял 28 фильмов, дважды получив «Оскар» за режиссуру.

И вдруг, вместо того чтобы купаться в лучах славы и тратить честно заработанное, он сделал фильм о старике, ветеране Корейской войны, взявшемся перевоспитать при помощи биты соседского подростка, укравшего у него машину. Иствуд снял это кино так, будто до него никто не снимал, — с яростью и полным отсутствием политкорректности. 

Роман Полански снял «Призрак» (2010) в 77 лет

В 69 лет американский изгнанник Полански не смог присутствовать на награждении «Оскаром» за лучшую режиссуру своего собственного фильма «Пианист». Но через восемь лет 77-летний режиссер снял картину не хуже — жесткое описание политических интриг в Британии без всякого хэппи-энда. И хотя этот фильм не принес ему той же славы, что «Ребенок Розмари» и «Китайский квартал» в 1960-70-х, видно, что молодая энергия и злость никуда не делись.

Роберт Олтман снял «Госфорд Парк» (2001) в 76 лет

У умершего в 2006 году классика была неровная карьера: снимая по шедевру раз в 15-20 лет («MASH» 1970 года, «Игрок» 1992-го), он в промежутках между удачами делал часто совсем некоммерческие фильмы, которые не раз ставили его на грань банкротства.

Тем интереснее, что в 76-летнем возрасте, когда другие режиссеры готовятся получать «Оскар» за заслуги, Олтман снял детектив об отношениях гостей и прислуги в одном британском доме в начале 1930-х. И сделал это с таким мастерством и знанием профессии, что номинировался на семь «Оскаров». А вою награду за вклад в киноискусство он все же получил — за полгода до смерти в возрасте 81 года.  

Мартин Скорсезе снял «Волка с Уолл-стрит» (2013) в 71 год

Начавшееся в 2004-м сотрудничество режиссера с Леонардо ДиКаприо уже к третьеей картине стало казаться скучноватым — пока живой классик не снял байопик брокера Джордана Белфорта. Насыщенная жизнь умевшего зарабатывать деньги из ничего героя получилась на экране не менее безумной — с опасными наркотрипами и сексом со свечой в заднице. Казалось, фильм снят не увенчанным всеми возможными лаврами режиссером, а энергичным талантливым новичком, который сейчас всем покажет, как нужно снимать кино (и показал — фильм номинировался на пять «Оскаров», в том числе и за роль ДиКаприо).

Фред Циннеман снял «Джулию» (1977) в 70 лет

О Циннемане, дебютировавшем в режиссуре в 23 года и с успехом снимавшем пять десятилетий, в том числе такую классику, как «Ровно в полдень» и «Отныне и во веки веков», рассказывают одну историю. Как-то знаменитого режиссера познакомили с молодым неопытным продюсером, который спросил его: «Могу я узнать, какие фильмы вы сделали?», на что Циннеман ответил: «Нет, давайте сначала вы».

Хотя Циннеман был олицетворением крепкого старомодного режиссера золотой эпохи Голливуда, в 70 лет, когда в Америке уже отшумели хиппи-движение и сексуальная революция, он снял кинобиографию драматурга Лиллиан Хеллман (ее сыграла Джейн Фонда), в которой довольно откровенно показаны многие стороны ее жизни, в том числе дружеские отношения с близкой подругой Джулией (Ванесса Редгрейв получила за эту роль «Оскар» — один из одиннадцати, на которые был номинирован фильм). И, кстати, именно в «Джулии» состоялся кинодебют Мерил Стрип.

Сидни Люмет снял «Игры дьявола» (2007) в 83 года

Через два года после того, как автору любимых фильмов из 1970-х «Убийство в Восточном экспрессе», «Собачий полдень», «Телесеть» и других вручили «Оскар» за заслуги перед кинематографом, знаменитый режиссер, не став почивать на лаврах, снял настолько бодрый триллер о двух братьях (Филип Сеймур Хоффман и Итан Хоук), чье ограбление родительского магазина пошло не так, что стало понятно: его по-прежнему интересует не написание мемуаров, а живые хлесткие истории — то есть не прошлое, а настоящее. Через четыре года Люмет умер, оставив после себя последний фильм, которым стоит гордиться.