10 знаковых фильмов Нового Голливуда

10 знаковых фильмов Нового Голливуда

Алишер Улфатшоев   14 августа 2019
5 мин
10 знаковых фильмов Нового Голливуда

В российском прокате состоялась премьера фильма «Однажды в… Голливуде» режиссера Квентина Тарантино. Действие картины происходит в 1969 году — в это время киноиндустрия начала меняться под воздействием социальных и политических факторов. Time Out выбрал 10 фильмов так называемого Нового Голливуда, которые дают представление о том, что происходило в кинематографе 70–80-х годов. 

«Бонни и Клайд» (1967, реж. Артур Пенн) 

1967 году в Голливуде отменили этический кодекс Хейса, и «Бонни и Клайд» поразил зрителей показанной жестокостью: в фильме в одном кадре показывали выстрел, ранение героя, кровь и откровенную сцену. Картина Пенна обозначила основные черты кинематографа того времени: смешение жанров, демонстрация сексуальности и отсутствие четкой системы положительных и отрицательных героев. В новом кино можно было как угодно кроить сюжет, пренебречь последовательностью событий, менее четко прописывать персонажей. 

«Бонни и Клайд» стал культурной вехой. На одном из допремьерных показов из зала прозвучало: «Ну что же, только что Уоррен Битти всех нас сделал». 

Выпускник ( The Graduate, 1967, реж. Майк Николс)  

На фоне дерзкого фильма Пенна спокойный «Выпускник» стал фильмом воспитания: главной темой стал конфликт отцов и детей и вопрос о допустимости отношений между молодым парнем Беном Брэддоком и миссис Робинсон, женщиной значительно старше него. Тревожность персонажа Дастина Хоффмана условностями и нормами того времени: всю жизнь за Бена уже распланировали его родители, ему не надо ничего решать. Но подойдя к рубежу, после которого поезд его судьбы встанет на прямые рельсы, Бен вдруг отказывается от консервативных традиций 50-х и устремляется к поиску иных ценностей Америки 70-х: он хочет счастья, независимости и самостоятельности в принятии решений — в том числе в вопросе любви.

Космическая одиссея 2001 года (2001: A Space Odyssey, 1968, реж. Стэнли Кубрик)  

И спустя полвека «Космическая одиссея 2001 года» остается королевой научной фантастики — фильм Кубрика предопределил развитие жанра и стал главным вдохновением для следующих авторов, оставаясь эталоном режиссерского мастерства. Это масштабное произведение искусства обращается к воображению зрителя и демонстрирует возможности человеческого сознания.

Ребенок Розмари (Rosemary’s Baby, 1968, режиссер Роман Полански) 

Первый голливудский фильм Полански стал эталоном экранизации — внимательность к деталям и стремление к реалистичности позволили режиссеру полностью раскрыть в этом фильме потенциал хоррора. Оккультные обряды, изнасилования, сатанизм и сюрреалистические сцены стали классическими элементами жанра.

Самым страшным у Полански оказались не крупные планы или нервные кадры, снятые ручной камерой, а ужас человеческой природы — в Америке режиссера полюбили за европейский стиль и полное игнорирование табу.

Беспечный ездок (Easy Rider, 1969, реж. Деннис Хоппер) 

«Би-Би-Эс» не раз пожалели, что ввязались в эти съемки: у команды было мало опыта и еще меньше дисциплины, поэтому работа над фильмом превратилась для студии в финансово опасную авантюру. Но после премьеры стало мгновенно ясно: картина появилась в нужный момент в нужном месте. Хоппер наглядно показал состояние общества во время войны во Вьетнаме, и его герои-бунтари оказались кумирами контркультуры. Сопротивляясь любой форме власти, они понимали неизбежность беды, но проповедовали свободу — которой так боялись люди прошлого поколения.

Военно-полевой госпиталь (MASH, 1970, реж. Роберт Олтмен) 

Фильм Олтмана не оправдывает никаких ожиданий от «военной картины». Эта черная политическая сатира на войну во Вьетнаме показала актуальную обстановку в Америке в начале 1970-х: герои сквернословят, шутят о религии, проявляют открытый сексизм, издеваются над нормами и правилами, а главное — совершенно несерьезно относятся к боевым действиям. Импровизация актеров на съемочной площадке и эксперименты со звуком придают фильму особый тон. 

Крестный отец (The Godfather, 1972), Крестный отец 2 (The Godfather II, 1974, реж. Френсис Форд Коппола) 

Гангстерская сага Копполы, как и «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, стала объектом восхищения и источником вдохновения. Сложные отношения на площадке, конфликты с продюсерами и трудные съемки — и тем не менее результат превзошел все ожидания. Фильм оценили и критики — о чем говорят национальные награды, и зрители — что видно по кассовым сборам и по популярности, которую приобрела итальянская мафия в Америке. Работа Копполы и его главных актеров — Аль Пачино, Марлона Брандо и Роберта Де Ниро — стали образцами профессионализма.

Китайский квартал (Chinatown, 1974, реж. Роман Полански) 

В 1974 году Роман Полански вместе со сценаристом Робертом Тауном возвращает на большой экран жанр нуара — с приставкой «нео». Сложный сюжет и трагический финал «Китайского квартала» оставляют ощущение бессилия перед бюрократическим будущим: Полански показывает судьбу героя-одиночки в мире коррупции и социальных заговоров. Кроме того, режиссер, не изменяя себе, снова поднимает на свет и табуированную тему: на этот раз в фильме показаны последствия инцеста. 

Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over the Cuckoo's Nest, 1975, реж. Милош Форман) 

Одной из основных тем голливудской новой волны стало противопоставление личности обществу, и в этом контексте ничего лучше для экранизации, чем роман Кизи, было и не придумать. Герой Джека Николсона — бунтарь — не может находиться взаперти, соблюдать режим дня и придерживаться правил. Но каждая попытка уйти от навязанного безумия психиатрической клиники заканчивается неудачей, и, кажется, зритель готов сделать очевидный вывод: система всегда одержит победу, и вольный дух обязательно будет наказана.

Рэндл Макмерфи стал еще одним символом борьбы за свободу в любых ее проявлениях.

Таксист (Taxi Driver, 1976, реж. Мартин Скорсезе) 

Тревожная и опасная история Трэвиса Бикла вскрыла главную проблему десятилетия — посттравматический синдром. Уволенные в запас военнослужащие не могли привыкнуть к новым социальным и политическим условиям и в итоге становились угрозой для общества. Так Бикл, воспитанный во времена господства национальных амбиций и не имеющий достаточных навыков коммуникации, вступает в конфликт с окружающим миром и пытается бороться за справедливость с помощью насилия.