Безумные Максы и перевернутые драконы: 20 фактов о сериале «Очень странные дела»

Безумные Максы и перевернутые драконы: 20 фактов о сериале «Очень странные дела»

Вера Аленушкина   8 июля 2019
11 мин
Безумные Максы и перевернутые драконы: 20 фактов о сериале «Очень странные дела»

За последние несколько дней многие из нас потеряли покой и сон: Netflix выложил в сеть третий сезон «Очень странных дел». Подливая масла в огонь, TimeOut решил рассказать вам поподробнее об этом проекте и познакомить вас с фактами, о которых вы, возможно, не слышали.

Факт 1

Еще до того, как шоураннеры братья-близнецы Мэтт и Росс Даффнеры взялись за съемку сериала, они очень надеялись экранизировать «Оно» по Стивену Кингу. И даже предлагали свои идеи и услуги студии Warner Bros., которая как раз взяла этот проект в разработку. Братьям, тем не менее, отказали.

«Я им такой: «Ну, пожалуйста!», а они мне: «Нет!»», – со смехом рассказывал об этом Мэтт в интервью для The Hollywood Reporter. – «В итоге студия выбрала Кэри Фукунагу. А мы ее продюсеров не очень-то заинтересовали: они искали кого-то более раскрученного».

Кстати, у Фукунаги, как мы знаем, с «Оно» тоже не сложилось: вскоре он из проекта ушел.

Факт 2

Фото: внутренние помещения офиса Netflix в Лос-Анджелесе

Светлая мысль показать сценарий «Stranger Things» продюсерам Netflix пришла в голову братьям после того, как они увидели на канале «Настоящего детектива».

«Я мог бы пытаться проталкивать идею своего проекта и дальше – хоть до скончания мира, – говорит Росс Даффнер. – Но это был бы дохлый номер. Но внезапно мы увидели, что есть люди, готовые рисковать. Мы, конечно, все равно не думали, что Netflix в нашу бредовую идею поверит, но он, к счастью, поверил».

«Как будто мечта сбылась, – вторит брату Мэтт. – Внезапно мы получили неограниченную творческую свободу. О большем было бы даже глупо мечтать».

Факт 3

Самое смешное, что до Netflix братья активно коллекционировали отказы. Сценарную идею «Очень странных дел» они презентовали пятнадцати компаниям – и пятнадцать раз ушли с собеседования ни с чем. В чем причина? Продюсерам не нравилось, что герои этой истории – дети: мол, для подросткового кино этот проект слишком мрачный, а для взрослого – слишком детский. Несколько раз им даже посоветовали сделать главным персонажем шефа полиции.  

Факт 4

Тем не менее, именно этим сочетанием детского и взрослого авторы гордятся больше всего. «Потусторонние кошмары и дети – лучший сюжет, который только можно себе представить, – говорит Мэтт. – К тому же, в нашем проекте не так много вещей, которые были бы непонятны детям. Поэтому младшая часть аудитории тоже может его смотреть, что очень здорово. Хотя, конечно, сценарий-то мы писали для взрослых».  

Факт 5

Мэтт и Росс Дафферы до последнего момента не верили, что Вайнона Райдер согласится работать с ними. На роль Джойс им была нужна не просто актриса с именем: они искали знаковую, культовую личность. Поэтому Вайнона подходила идеально. Вот только на тот момент она почти не снималась, да и малый экран большие актеры не жалуют.

«Мэтт послал ей сценарий и держал пальцы крестиком, надеясь на положительный ответ», – рассказывает Росс в одном из своих интервью. – «Мы же практически выросли на ее фильмах, мы ее большие фанаты. Поэтому идея пригласить Вайнону нас взволновала. Но чудо произошло – и она согласилась». Правда, сначала шоураннерам пришлось выдержать «очную ставку»: их первая личная встреча с актрисой длилась целых пять часов, во время которой они сумели убедить Райдер принять их предложение.

Факт 6

Персонаж Вайноны Райдер в сериале «Очень Странные Дела»

Что же касается самой Вайноны, та даже не сразу поняла, куда ее приглашают. Дело в том, что в стриминговых сервисах актриса не разбиралась и, если честно, с трудом представляла себе, что это за зверь. Тем не менее, роль матери пропавшего Уилла Байерса ее зацепила. К тому же, тема ей оказалась близка: Райдер до сих пор активно сотрудничает с фондом, который занимается поиском пропавших детей и предотвращением похищений. Видимо, это тоже повлияло на ее решение.  

Факт 7

А вот самая главная маленькая актриса появилась в сериале благодаря Стивену Кингу. Милли Бобби Браун заметил сам Стивен Кинг, написавший в своем Twitter, какая она органичная и замечательная. Дафферы наткнулись на этот твит и пригласили Милли на кастинг. Кстати, на ту же роль (на роль Одиннадцатой) было еще 245 претенденток. Но юная мисс Браун «сделала» всех.  

Факт 8

Шарлиз Терон в роли Императрицы Фуриосы, кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога Ярости»

Правда, бриться налысо ей не хотелось. Да и родители были против. В результате продюсерам пришлось долго работать с Милли, но та сдалась только после кадров с Шарлиз Терон из «Безумного Макса». Отец же, увидев свою дочь с новой стрижкой (точнее, практически без волос) с горя даже заплакал.

Кстати, с  «Безумным Максом» сериал роднит еще и имя одной из героинь – Макс – впервые появившейся во втором сезоне. Первая серия сезона даже носит название «Mad Max».

Факт 9

Через кастинг сериала прошло несметное количество юных дарований: продюсеры отсмотрели 307 девочек и 906 пацанов. А те, кого они выбрали, были друг с другом не знакомы. Поэтому было решено ребят как-то сблизить. Для этого им устраивали совместные уик-энды, вытаскивали их на общие прогулки и так далее. И через месяц, как раз к началу съемок, это уже была вполне сплоченная банда, готовая творить чудеса на съемочной площадке. 

Факт 10

Герои играют в «Подземелья и Драконы», кадр из сериала «Очень Странные Дела»

Братья Даффнеры не из тех продюсеров, которые руками и ногами вцепляются в раз и навсегда написанный сценарий. Они приглядывались к поведению детей-актеров и даже сознательно провоцировали их на импровизации. Многие из таких импровизационных моментов вошли в сериал. Например, изначально «Оборотная сторона» называлась «Пустотой» (Nether). Но после того, как парни в кадре перевернули доску для игры в Dungeons and Dragons («Подземелья и Драконы»), появился термин The Upside Down («Другая сторона», «Оборотная сторона»). Он быстро прижился и название было решено оставить.

Факт 11

Именно на площадке, во время импровизаций, появилась в «Stranger Things» и та сцена, вокруг которой чуть было не начался настоящий скандал. Речь об эпизоде с поцелуем между Лукасом и Макс, который не был прописан в сценарии. Однако во время съемки Росс Даффер решил попугать актрису и в шутку сказал, что сейчас ей придется целоваться. Сэйди Синк было тогда пятнадцать, и ее реакция оказалась настолько бурной, что Росс и в самом деле решил этот поцелуй снять.

Когда же сериал вышел, сцену бурно обсуждали по соцсетям. На что шоураннер ответил: «Да бросьте, им пришлось поцеловаться три раза. Вы думаете, это конец света? Не вижу проблем. Для них обоих это был первый поцелуй в жизни, но они справились». Маэстро, правда, немного лукавит: есть информация, что дублей было, как минимум, десять. 

Факт 12

«Очень странные дела» – далеко не самый бюджетный проект для Netflix. За первый сезон канал заплатил около пятидесяти миллионов долларов (то есть примерно шесть миллионов за серию). Сумма, конечно, не самая внушительная по современным меркам: есть сериалы, бюджет которых начинается от $12-15 миллионов за эпизод. Но, во-первых, такие проекты можно по пальцам пересчитать, а, во-вторых, первый сезон «Игры престолов» стоил всего $60 миллионов, то есть те же пресловутые $6 миллионов за серию.

Кстати, второй сезон «Очень странных дел» подорожал на треть (до $8 миллионов за серию). А третий сезон, в котором затраты на спецэффекты существенно выросли, и вовсе грозится взять десятимиллионную планку. Впрочем, точной информации пока нет.  

Факт 13

Велосипед Майка

Один из признаков популярности проекта – коммерческий успех сопутствующих товаров. У «Stranger Things» проблем с этим нет. Например, к выходу третьего сезона Netflix совместно с компанией по производству велосипедов выпустили в продажу ограниченную серию точных копий ретробайков, на которых передвигались персонажи сериала. На данный момент существуют три модели: велосипеды Лукаса, Макс и Майка.

Велосипед Лукаса

И хотя стоимость, к примеру, модели байка Лукаса составляет $350 (примерно 22 200 рублей), велосипеды пользуются огромным спросом.

Реклама велосипеда Макс:

Факт 14

Как и в любом крупном проекте, в «Очень странных делах» не обошлось без ляпов. Вот один из них: в шестой серии первого сезона начальник полиции Джим Хоппер пытается понять, какие группировки могут его преследовать. Среди прочих он называет Аль-Каиду, которая, однако, появилась только в 1988-м. В кадре же 1983-ий.  

Факт 15

Барбара Холланд, персонаж первого сезона «Очень Странных Дел», кадр из сериала

О степени вовлеченности зрителей говорит и тот факт, что многие искренне переживают смерти даже второстепенных героев. Барбара Холланд заняла в сериале не так много экранного времени: авторы «отдали» ей всего 20-25 строчек сценария. Тем не менее, после того как она погибла на Обратной стороне, фанаты запустили флешмоб #justiceforbarb («Справедливость для Барбары»). Росс Даффер объясняет это тем, что для многих эта девушка стала своей, и они чувствуют с ней внутреннее родство.

Факт 16

Почти год назад авторов «Очень странных дел» обвинили в плагиате. Некто Чарли Кесслер подал иск в Верховный Суд Лос-Анджелеса, в котором заявил, что братья Дафферы идею проекта украли у него, поэтому он требует компенсации и уничтожения материалов, которые нарушают его авторские права.  

Дело в том, что в 2011-м Кесслер снял шестиминутную короткометражку «Монток», которую катал по фестивалям и даже получал за нее номинации и призы. Речь в ней шла о засекреченной военной базе, о тайных экспериментах над человеческим сознанием, о пропавшем мальчике и о монстрах. Как режиссер умудрился все это уместить в хронометраж шести минут, сказать сложно, однако факт остается фактом: Кессер настаивал на подлоге и требовал своей доли пирога. Что же касается Дафферов, то они ответили предельно ясно: «Мы никогда не встречались с Кесслером и никакие проекты не обсуждали», – говорят они. «Кесслер просто пытается нажиться на работе других», – добавляет их адвокат.  

Факт 17

Справедливости ради надо сказать, что формальный повод для иска у Кесслера все же есть. Ведь в первоначальном варианте концепт проекта «Очень странных дел» назывался так же, как и злополучная короткометражка – «Монток». Правда, это совпадение не случайно: и фильм, и сериал основаны на одной книге, название которой «Проект Монток: эксперименты во времени». В ней как раз рассказывается о тайных правительственных экспериментах, которые проводились в местечке Camp Hero на Лонг-Айленде. 

Факт 18

Кадр из сериала «Очень Странные Дела», персонаж охранника с книгой Стивена Кинга «Куджо»

Только слепой не заметил в «Очень странных делах» огромного количества отсылок к творчеству Стивена Кинга. Например, охранник у морга читает его роман «Куджо», написанный в 1981-м. Или вспомним эпизод в самом конце первого сезона (восьмая серия), когда Лукас стреляет в демогоргона из рогатки: этим же эпизодом заканчивается фильм «Оно» 1991-го года. Или в пятом эпизоде того же сезона пацаны бредут по железнодорожным путям: это прямая цитата из фильма Роба Райнера «Останься со мной», который снят по книге Стивена Кинга «Тело». Ну и так далее – список можете продолжить сами.  

Факт 19

Такая тесная связь с творчеством Стивена Кинга, разумеется, не случайна. «Нам нравится, что наш сериал воспринимают как большую кинематографическую версию его книг», – говорят об этом братья Дафферы.

Кстати, когда сам Кинг написал о сериале в своем Twitter, Мэтт растрогался настолько, что даже заплакал. Правда, его расстраивает, что отсылки к Кингу оказались уж слишком заметными: «Похоже, мы не очень-то тонко его цитировали, – говорит он. – Забавно: думаешь, что ты лишь слегка намекнул, а потом оказывается, что все получилось прям-таки в лоб».  

Факт 20

Как только сериал стартовал, Братья Даффнеры утверждали, что собираются выпустить как минимум пять сезонов. Сейчас уже мелькает информация о четвертом (он по слухам планируется в 2020-м году). Однако превращать свое детище в бесконечную мыльную оперу шоураннеры не собираются: «В какой-то момент почти любой сериал начинает рассыпаться: он продолжает работать лишь на холостом ходу, льет воду и перемалывает одни и те же ситуации, – сказал Мэтт Даффер в одном из своих интервью. – Нам бы этого не хотелось. Однако есть несколько сериальных проектов, которые пошли по другой дороге – и мы очень надеемся, что сумеем стать такими же, как они».

Что ж, мы тоже на это надеемся.