Расширенная TERRITORIЯ

Расширенная TERRITORIЯ

Алла Шендерова   6 октября 2016
4 мин
Расширенная TERRITORIЯ

50 студентов из 10-ти стран, Ян Фабр, Штефан Кэги, Чулпан Хаматова, Кирилл Серебренников и другие участники XI фестиваля TERRITORIЯ.

«Фестиваль-школа современного искусства» — так позиционировали «Территорию» одиннадцать лет назад Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Роман Должанский, Андрей Ураев и их коллеги. Школа в прямом смысле — из года в год на «Территорию» приезжают студенты театральных вузов России, а в последнее время к ним прибавились их коллеги из зарубежья. Программа, как и прежде, делится надвое: спектакли, мастер-классы именитых режиссеров и лекции, знакомящие с современным искусством. 

Тема нынешнего фестиваля, который проходит с 10 по 20 октября — «Другая реальность», то есть, все то, что ломает привычные ожидания и расширяет границы восприятия. Первый же спектакль фестиваля как нельзя лучше ей соответствует. Это «Ивонна, принцесса Бургундская» — знаменитая пьеса Гомбровича о странной девушке, испортившей все мертвые ритуалы чинной королевский семьи, которую ставит в Театре наций поляк Гжегож Яжина, ученик Кристиана Люпы и один из главных героев актуальной европейской режиссуры.

«Идиот»

Другой реальностью может быть и неожиданное место действия — в спектакле «Пиксель» французского хореографа Мурада Мерзуки высокие технологии позволяют поместить тела танцоров в виртуальное пространство. Вместе с ними переносится и зритель, полностью теряя привычные ощущения и ориентиры в пространстве.

Если вы гуляли по московским кладбищам, супермаркетам и парковкам, поучаствовав в бродилке «Remote Moscow», то вам не надо объяснять, чем занимается немецкая группа «Rimini Protokoll» и почему не стоит пропускать их необычные спектакли. А если не видели, скажем коротко: Штефан Кэги — гений, меняющий привычные представления о том, каким может быть театр. В спектакле «В гостях. Европа» зрителям предлагают прийти в обычную московскую квартиру так, как если бы они просто пришли в гости — пообщаться, выпить чаю и обсудить свои проблемы: политику московских властей, плохую зарплату и проч. В числе хозяев квартир – рядовые москвичи-волонтеры, а также участники Арт-дирекции фестиваля, театральные актеры и режиссеры.

«Rimini Protokoll»

Не стоит пропускать «Язык птиц» — в спектакле Бориса Павловича, поставленном на малой сцене БДТ, заняты и профессиональные актеры, и люди с ограниченными возможностями. Увидеть его стоит не только ради того, чтобы поддержать центр «Антон тут рядом». «Язык птиц» — уникальный эстетический опыт, расширяющий представления о том, что такое сценическая свобода и незашоренное восприятие мира. 
Отдельным пунктом программы, конечно, станет «Процесс» по роману Кафки, совсем недавно выпущенный Тимофеем Кулябиным в новосибирском «Красном факеле». Год назад Москва увидела и до сих пор помнит его «Трех сестер», где персонажи изъяснялись на языке немых. Теперь, как рассказывают немногие очевидцы (премьера спектакля прошла в Новосибирске совсем недавно), нас ждет «Процесс», у героев которого… нет лиц — у всех, кроме Йозефа К.

«Язык птиц»

Все перечисленное — лишь небольшая часть афиши, которая включает и целую ретроспективу спектаклей Дмитрия Волкострелова, и его выставку «Повседневность. Простые действия», открывшуюся в Москве, на Тверской, 9 — остроумное по форме и философское по сути осмысление того, что происходит с нами каждый день и как по-разному мы проявляемся в самых простых вещах.

Как и прежде, TERRITORIЯ осваивает новые территории в проекте «Живые пространства». Куратор этого года — режиссер Талгат Баталов. Местом действия маленьких спектаклей, основанных на прозе молодых писателей Михаила Елизарова, Романа Сенчина, Александра Цыпкина и Александра Снегирева станет Даниловский рынок, магазин «Леруа Мерлен», фитнес-клуб «Zebra» и дизайн-отель «Стандарт». В афише фестиваля есть и современная опера «Маниозис» — премьера Электротеатра Станиславский, и «Сострадание. История одного оружия» швейцарца Мило Рао, поставленная в берлинском «Шаубюне», и «Мандельштам. Век-Волкодав» — спектакль «Гоголь-центра», который выпускает Антон Адасинский. 

Но и это не все. Образовательная часть программы состоит из лекций и встреч с мэтрами режиссуры, среди которых уже упомянутые Штефан Кэги, Тимофей Кулябин, Дмитрий Волкострелов, Гжегож Яжина, Валерий Фокин, Кирилл Серебренников и — внимание — великий бельгиец Ян Фабр. И если вы до сих пор не знаете, кто он такой, то помочь вам может только фестиваль TERRITORIЯ.

Полное расписание событий: territoryfest.ru