исторические фильмы про рыцарей

Исторические фильмы про рыцарей

  18 августа 2016
8 мин
Исторические фильмы про рыцарей

В список исторических фильмов Time Out включил киноленты, рассказывающие о рыцарских турнирах, исторических битвах и временах средневековья. В подборку вошли как исторические боевики, так и фильмы про любовь.

Лев зимой (реж. Андрей Кончаловский, США, 2003)

1183 год. Во время Рождественских празднеств стареющий король Англии Генрих II должен назвать имя наследника. На это событие прибывают жена короля Элеанора Аквитанская, которая провела десять лет в тюрьме за участие в заговоре против монарха, любовница короля — тщеславная принцесса Алэ, ее брат, король Франции Филипп II Август и трое сыновей Генриха II: Ричард Львиное Сердце, Джеффри и Джон. Все члены семьи люто ненавидят друг друга. Их объединяет лишь одно — непомерная жажда власти и готовность пойти на любое предательство ради нее.

Железный рыцарь (реж. Джонатан Инглиш, Великобритания, 2010)

Как, возможно, кто-то еще помнит из учебников истории, английский монарх Иоанн Безземельный после подписания в 1215 году Великой хартии вольностей, ограничивающей королей в правах, быстренько передумал и пошел на попятную.
Уверенный в том, что сам Бог даровал ему превосходство над окружающими, Иоанн собрал армию наемников и пошел войной на баронов, лишивших его права распоряжаться чужими жизнями как в голову взбредет. Но на пути короля встал замок Рочестер, чьи защитники, несмотря на длительную осаду, упорно отказывались сдаваться. Вскоре Иоанн умер (впрочем, своей смертью), а 800 лет спустя режиссер, сценарист и продюсер Джонатан Инглиш, скрестив исторические факты со старомодным героическим сюжетом (особенно сказалось влияние «Великолепной семерки»), выдал свою версию давних событий.

Железный рыцарь 2 (реж. Джонатан Инглиш, Великобритания, 2013)

Вышедший в 2010-м «Железный рыцарь» был историческим средневековым боевиком средней же руки (но с неожиданно мощным актерским составом!), который задействовал страницу из учебника английской истории XIII века, посвященную битве при Рочестере как повод схлестнуть в кровопролитной рукопашной десяток заслуженных бородачей в кольчугах. Его сиквел предлагает зрителю того же самого и побольше — вот только эффект парадоксально получается меньшим.
 
Сюжетная связь между двумя фильмами, мягко говоря, натянута. Выживший в мясорубке при Рочестере Ги (Том Остин) подался в наемники, а теперь, погнавшись за звонкой монетой, сдуру соглашается помочь своему наивному племяннику Губерту (Том Рис Харрис) защитить пограничный отцовский замок от шотландского нашествия. Но стоит толпам дремучих кельтов осадить укрепления, как сердце Ги начинает щемить от родственных чувств — режиссер Джонатан Инглиш и его сценаристы тем самым пытаются оттенить грядущую бойню хотя бы минимальным развитием персонажей. Сам этот экшен на поверку оказывается неприятно репетативным и далеко не всегда настолько убедительным, насколько это возможно, — быстрый, короткий монтаж только отвлекает зрителя от происходящего суматохой движений и вспышками нарисованного на компьютере насилия. В дальнейшем «Железный рыцарь 2» не снижает темпа атаки на органы чувств публики, но в отсутствие внятной истории никакого смысла эта агрессия не обретает.

Плоть и кровь (реж. Пол Верховен, Испания, 1985)

1501 год. Европа страдает от чумы и кровопролитных войн. Отряд вольных стрелков во главе с бывшим наемником Мартином (Хауэр) берет в заложники невесту аристократа Агнесс. Мартин, понятно, в нее влюбляется. Первый фильм Верховена на английском языке, невероятно красивый молодой Хауэр, много секса и насилия, как вместе, так и по отдельности. Брутальный средневековый экшен.

Тристан и Изольда (реж. Кевин Рейнольдс, США, 2005) 

Исторический фильм про любовь. Легенда о любви рыцаря Тристана и жены корнуэльского короля прекрасной Изольды, о неразрешимом конфликте между чувством и долгом. Когда-то, еще четверть века тому назад, сам Ридли Скотт задумывал экранизацию этой куртуазной истории. Теперь, после плохо окупившегося «Царства небесного», съемки про Средневековье ему заказаны, но Скотт нашел выход — спродюсировал фильм Кевина Рейнолдса. И хотя легкомысленный плюсик, связывающий в оригинальном названии имена героев, должен намекать на постмодернистский китч База Лурмана «Ромео + Джульетта», у Рейнолдса и Скотта все наоборот: «лав стори в антураже» ценна для них как раз антуражем. Перетряхнув легенду, соратники выдумали такую историческую основу: VII век, немытые бритты воюют с нечесаными ирландцами. Раненого бритта Тристана (Франко) находит ирландская принцесса Изольда (Майлз) и, скрыв свое имя, исцеляет его, между делом разделив с пациентом ложе. Вернувшись домой, Тристан выигрывает на турнире невесту для своего сюзерена, короля Марка, — не подозревая, что это и есть Изольда.

Первый рыцарь (реж. Джерри Цукер, США, 1995)

Злой Мэллэгэнт (Кросс) оставил круглый стол короля Артура (Коннери) и бросил ему вызов, желая присвоить владения будущей жены короля Гвиниверы (Ормонд). Когда она уже ехала к своему будущему венценосному супругу, ее похители, но спас ее странствующий бродяга, мастерски владеющий мечом Ланцелот (Гир). Он полюбил ее, но она оставалась верна своему королю, хотя явно была не равнодушна к бесстрашному красавцу. Ланцелота посвещают в рыцари, он получает место за круглым столом и верно служит идеалам Камелота. Авторы дали свою версию этого любовного треугольника. Не лишившийся романтичности, фильм сделан в более реалистичной манере, как бы оживляя на экране не легенду, а историю. Именно поэтому я отнес его к жанру исторического фильма, так как Томасом Мэлори здесь и не пахнет. Скорее картину можно сравнить с Костнеровским «Робин Гудом» или «Диким Сердцем» с Гибсоном. Никаких возрастных ограничений. 

История рыцаря (реж. Брайан Хелгеленд, США, 2001)

Эта история Уильяма, молодого оруженосца и одаренного бойца, была написана по мотивам «Кентерберийских рассказов». После внезапной смерти своего хозяина, оруженосец отправляется в путь вместе со своими товарищами Роландом и Ватом. По пути они натыкаются на никому тогда не известного писателя по имени Чосер. Уильям, не имеющий собственной родословной, просит Чосера придумать ему генеалогию, которая помогла бы ему выдать себя за настоящего рыцаря. С этой историей в руках юноша отправляется на главный рыцарский турнир страны, чтобы снискать себе славу и найти любовь.

Робин Гуд (реж. Ридли Скотт, США, 2010)

Приквел баллад о лесном разбойнике (Рассел Кроу), который пьет не просыхая и готовится надеть зеленое трико. Дембельнувшийся из рядов британской армии, обезглавленной гибелью короля Ричарда, вольный стрелок Робин Лонгстрайд (Рассел Кроу) прибывает, в чужой кольчуге и под чужим именем, в дыру под названием Ноттингем — нужно отдать один должок местному барину Уолтеру Локсли (Макс фон Сюдов).

После стольких невзгод он немного устал — но ужасы феодализма открывают у Робина второе дыхание. Ноттингемцы бедны и запуганы, как русские крестьяне в коллективизацию. Городок измучен продразверстками, в Шервудском лесу скрываются беспризорники в масках, явно понабежавшие сюда из «Повелителя мух», мужики ушли на фронт. Жизненные силы и юмор есть только у новенького пастора Тука — что неудивительно, учитывая количество потребляемой братом Туком медовухи. Чтобы надуть жестокое и несправедливое государство, Робин остается жить у Локсли и его невестки (Кейт Бланшетт) под видом сына и мужа (иначе поместье отберут). В это же самое время подлый изменник (Марк Стронг, без малейших признаков усталости снова отыгрывающий роль беспринципного эстета) впускает в страну французских рейдеров. Робин берет специальный молоток и скачет отбивать высадку союзников из Нормандии. 

Черный рыцарь (реж. Джил Джангер, США, 2001)

Джамал, чернорабочий в парке развлечений с аттракционами на средневековую тематику, упав в ров и ударившись головой очухивается в… настоящей средневековой Англии 1328 года! Не успев разобраться в чем дело, он тут же, не отходя от кассы, оказывается принятым по ошибке за посланца из Нормандии, становится участником заговора с целью убийства тирана-короля, и уже намеревается открыть сеть ресторанов быстрого обслуживания, не говоря уж об интрижке, которую он закручивает с возглавляющей заговор прелестной убийцей.

Король Артур (реж. Антуан Фукуа, США, 2004)

Развесистая историческая клюква про реальные и выдуманные приключения короля Артура (Оуэн) и рыцарей его Круглого стола. Много героических драк, звона доспехов и совершенно неотразимая Найтли в роли юной и свирепой королевы Гиневры.

Царство небесное (реж. Ридли Скотт, США, 2005)

На излете XII столетия лохматый деревенский кузнец Балиан (Орландо Блум), всю жизнь мирно починявший подковы, идет вразнос и в приступе ярости сжигает заживо приходского священника. Но, как праведный христианин, хочет искупить свой грех паломничеством в Иерусалим, к Гробу Господню. В это дальнее и опасное путешествие Балиан, естественно, пускается не один его сопровождают невесть откуда взявшийся отец-крестоносец (Лайам Нисон) и банда рубак, надеющихся смыть свои грехи кровью нехристей. Пережив кораблекрушение, потеряв отца и вдоволь наевшись песков Аравии, кузнец добирается до Иерусалима забуревшим от солнца, но покрытым славой.

Впрочем, у подножья Голгофы Балиан не обретет искомого душевного покоя: король Иерусалима Болдуин болен проказой и скоро сгниет заживо, вконец озверевшие тамплиеры режут головы арабам, а из пустыни от колодца к колодцу скачет 200-тысячное сарацинское полчище и остановить его может только бравый кузнец, получивший от папы щит, меч и рыцарский титул.