«Гоголь-центр» отпраздновал трехлетие и объявил о своих планах

«Гоголь-центр» отпраздновал трехлетие и объявил о своих планах

Алла Шендерова   3 февраля 2016
4 мин
«Гоголь-центр» отпраздновал трехлетие и объявил о своих планах

«Иоланта» по опере Чайковского, «Машина Мюллер» по классике немецкого постмодернизма, пять постановок о поэтах Серебряного века и детский спектакль «Море деревьев» — во время празднования годовщины худрук Кирилл Серебренников рассказал о планах на будущие сезоны.

2 февраля исполнилось три года «Гоголь-центру». Утром Кирилл Серебренников и его команда рассказали журналистам о своих премьерах на этот и следующий сезон, а вечером отметили день рождения капустником и тортом.

«Все трудности даются нам, чтобы мы становились веселее, злее и активнее», — сказал Серебренников, огласив цифры: за три года в «Гоголе» прошло 256 событий, выпущено 27 премьер, две из которых — «Мертвые души» и «Идиоты» — представляли русский театр на главных театральных смотрах мира: в Авиньоне, на Венском фестивале и Белградском «БИТЕФе». И, судя по отзывам, вызвали настоящий фурор.

Останавливаться на достигнутом «Гоголь» не собирается. Уже 9 февраля на Малой сцене покажут «Иоланту», основанную на сюжете и музыке оперы Чайковского, к которой добавятся произведения Шнитке, Пуччини и Пуленка. Это совсем не классическая опера — скорее моноспектакль вокально одаренной Светланы Мамрешевой, поставленный для нее ее коллегами, актерами «Седьмой студии» Филиппом Авдеевым, Игорем Бычковым и Александром Горчилиным.

Кирилл Серебренников на Венском фестивале


4–8 марта сам Серебренников выпускает спектакль «Машина Мюллер» по текстам Хайнера Мюллера, классика немецкого постмодернизма, пьесы которого за последние три десятилетия обошли все европейские сцены, но очень мало ставились у нас.

В основе спектакля — сюжет «Квартета» Мюллера, переселившего героев «Опасных связей» Шодерло де Лакло из куртуазного будуара XVIII века в постапокалиптическое пространство Европы, пережившей третью мировую. Изюминка в том, что новую маркизу де Мертей и виконта де Вальмона сыграют Сати Спивакова и Константин Богомолов — не однофамилец, а тот самый режиссер, не чуждый актерства, прежде выходивший на сцену только в собственных постановках.

Отсутствие денег, как ни странно, не лишило театр драйва

Параллельно, на Малой сцене, Лера Суркова начнет репетировать «Персону» — спектакль по мотивам знаменитого фильма Бергмана. Роль таинственной актрисы, замолчавшей во время спектакля и потом вовсе отказавшейся от слов, исполнит Юлия Ауг.

Среди более дальних планов — проект «Звезда», пять постановок о судьбах поэтов Серебряного века. К спектаклю о Пастернаке вскоре приступает Максим Диденко (в «Гоголе» уже идет его «Хармс. Мыр»), следом Чулпан Хаматова выйдет на сцену в сочинении Антона Адасинского, посвященном судьбе Мандельштама. А затем легендарная Алла Демидова прочтет «Поэму без героя», вобравшую биографию Ахматовой — режиссером этого проекта будет Серебренников. Еще два луча «Звезды» появятся уже в 2017-м: Владислав Наставшев выпустит спектакль о Михаиле Кузмине, а Серебренников — о Маяковском, в котором, как и в давнем таганском «Послушайте!» Юрия Любимова, Маяковских будет пять.


«Кафка — абсолютно русский тип, у которого все всегда плохо»

Еще в планах — «Море деревьев» по пьесе Любы Стрижак, первый спектакль «Гоголь-центра» с пометкой «детский». Выпускать его будет всерьез увлекшийся режиссурой актер Александр Горчилин. И «Кафка» Серебренникова — о судьбе великого прозаика ХХ века, которого драматург Валерий Печейкин назвал на презентации «абсолютно русским типом, у которого все всегда плохо». Вишенку на торте в этих планах, видимо, заменяет спектакль «Деньги» — худрук «Гоголь-центра» поставит текст Евгения Казачкова, начинающийся эпитафией: «Итак, рубль умер <…> очень мало кто его любил…».

Здесь и на верхнем фото: спектакль «Иоланта»

Как ни странно, деньги, вернее, их отсутствие — серьезный чиновничий и финансовый гнет, испытанный «Гоголь-центром» в минувшем году, — не лишили театр драйва.


Наоборот, артисты сплотились и даже научились весело и задиристо рассказывать о своей жизни зрителям. Вернее, петь дуэтом. Среди незабываемых дуэтов, которые перемежали процедуру награждения особым внутритеатральным орденом (их сам Серебренников вручал самым заслуженным актерам, техническим работникам и даже зрителям) были Чулпан Хаматова и Диана Арбенина, Никита Кукушкин и Виктория Исакова и дуэт певца Марка Тишмана и актрисы Светланы Брагарник, исполнивших «Моя бабушка курит трубку».

Легко отправившая «курить» — вернее, отдыхать — не только партнера, но и вообще всех, народная артистка Брагарник, много лет игравшая в Театре Гоголя и заново расцветшая при Серебренникове, так сверлила глазами зрителей, так скандировала в микрофон: «У нее ни хрена ни осталось, у нее в кошельке три рубля…», что зал взорвался, завопил и долго не мог утихнуть. Что тут скажешь — всем бы таких бабушек.