«Вы вообще позорище»: в каком возрасте начинают обеспечивать себя москвичи

«Вы вообще позорище»: в каком возрасте начинают обеспечивать себя москвичи

Ксения Морозова   17 января 2016
7 мин
«Вы вообще позорище»: в каком возрасте начинают обеспечивать себя москвичи

Time Out поговорил с посетителями одного из торговых центров Москвы о том, когда они перестали брать деньги у родителей.

Недавно муниципальный депутат Максим Кац спровоцировал дискуссию в социальных сетях, написав, что «если вам больше 18 лет и вы еще себя не обеспечиваете, а берете деньги у родителей, то что-то с вами не так и вообще позорище». Time Out решил проверить, согласны ли с этим высказыванием люди на улице.

 

Елена Когтева, 35 лет:

«Я работала в университетской газете с 18 лет, но нельзя сказать, что я себя обеспечивала, потому что зарабатывали мы там очень мало – это была скорее приятная подработка для души. А обеспечивать себя я начала в 22 года, когда уже окончила университет. У меня никогда не было пунктиков на самостоятельности и независимости, потому что, как мне кажется, многие люди в той или иной мере остаются зависимы от своей семьи даже во взрослом возрасте. То есть даже если человек зарабатывает себе на ежедневные нужды, то квартиры и машины часто дарят родители, они помогают крупными покупками к рождению ребенка, например. В большинстве случаев, даже если люди сами себя считают независимыми, на самом деле это не совсем так.

Если родители пенсионеры или у них ограничена трудоспособность, то, конечно, брать у них деньги – стыдно. Но если у тебя молодые родители, которые работают, ты учишься, и семье это не в тягость, то это не зазорно. В таком случае стремление к независимости – это скорее для себя и для своей самооценки, а не для того, чтобы разгрузить родителей. Если ты занимаешься делом, а не просто с книжкой на диване лежишь, то оставаться на содержании – не страшно».

 

Анастасия Харламова, 24 года:

«Я начала себя обеспечивать лет в 18. Пошла подрабатывать продавцом-консультантом в магазин одежды, мне хватало, жила в общежитии. Иногда родители мне давали какие-то деньги, но это было только по их инициативе. Год я проработала в магазине, потом это начало мешать учебе, и я стала регулярно подрабатывать на промоакциях. А когда окончила университет, сразу устроилась по специальности.

Я пошла работать сразу после школы не потому, что в этом была необходимость, а просто потому, что хотелось использовать свободное время, которого у меня было много, с пользой. Мне кажется, что с совершеннолетия люди должны начинать зарабатывать – может быть, не полностью обеспечивать себя, многие этого не смогут, но хотя бы развлечения, айфоны и предметы не первой необходимости оплачивать самостоятельно».

 

Александр Краснорудский, 28 лет:

«Я редкостный разгильдяй и обеспечивать себя начал в 20 лет. Устроился менеджером в банк. Это была не то чтобы работа по специальности – это вообще трудно назвать интеллектуальным трудом, так, бумажки перебирал. Но это все равно было лучше, чем в магазине или ресторане. 20, как мне кажется, оптимальный возраст для того, чтобы начинать себя обеспечивать. Денег, которые давали родители, мне просто не хватало. Они меня, конечно, ни в чем не ограничивали, но если хочешь тусоваться и веселиться – зарабатывай сам. А мне хотелось».

 

Григорий Степанцев, 44 года:

«Есть семьи, которые обеспечивают своих детей до тридцати и сорока. Есть дети, которые начинают зарабатывать в 13, я таких тоже знаю. Я начал работать лет в 18 курьером в большом советском издательстве «Наука». Это длилось около года. Было круто, там было много разных книжек.

Нельзя сказать, что с 18-ти я совсем не брал деньги у родителей, иногда случалось, но в основном старался зарабатывать сам. Учитывая мои семейные обстоятельства, мне было не очень удобно: я жил с мамой и просить у нее, если называть вещи своими именами, мне было просто западло». 

 

Татьяна Княшкина, 22 года:

«Я начала себя обеспечивать в 19. Как-то так сложилось, появилась работа, которая мне была интересна. Получала я немного, но жила у подруги, поэтому денег хватало. Занималась развитием и отдыхом детей – это различные выездные проекты в Подмосковье. Я сама все детство провела в лагерях, и хотелось это продолжить. К моей профессии отношения это не имело – я отучилась на экономиста и после окончания университета устроилась по специальности. Но и сейчас я продолжаю работать с детьми – для меня это хобби. Я за то, что каждый может сам заработать, и в Москве есть масса возможностей для молодежи, так что в студенчестве стоит начинать себя обеспечивать – если не полностью, то хотя бы частично».

 

Никита Некрасов, 31 год:

«Я начал себя обеспечивать лет в 17, так получилось, судьба распорядилась. Я случайно стал моделью компании Londa. У меня были длинные волосы, в метро на станции «Новокузнецкая» я познакомился с ведущим на тот момент специалистом компании и начал сниматься для каталога. На одной из съемок я познакомился с девушкой, которая устроила меня моделью в крупное агентство Face Fashion. Владельцем этого агентства был Федор Павлов-Андреевич, главный редактор журнала «Молоток». Он меня устроил в журнал сначала курьером, а потом и своим личным помощником, мне тогда было 18. По тем временам помощник главреда зарабатывал хорошо – аж 300 долларов. Брать деньги у родителей мне не очень хотелось, мне уже тогда казалось, что, чтобы веселиться, нужно, чтобы деньги были свои, достаточную степень свободы ты ощущаешь, только когда сам зарабатываешь. Я продолжал жить с родителями, но сам оплачивал свою учебу и веселую студенческую жизнь.

Работал я до конца четвертого курса, а потом пришлось уйти, потому что начались серьезные проблемы с учебой – в списках на отчисление я висел со второго семестра второго курса, потому что появлялся редко. Я уволился, закрыл все хвосты, получил диплом, в это время мне помогали родители.

Я не поступил на тот факультет, на который хотел, и выбрал вуз по остаточному принципу – он не оправдал ожиданий, и учеба мне быстро перестала быть интересна, наверное, поэтому я так много и работал. А по-хорошему человек должен закончить школу, отучиться в университете и только потом идти зарабатывать».

 

Анна Куимова, 40 лет:

«Я начала себя обеспечивать сразу после школы, с 18 лет. Я училась в институте на вечернем и работала секретарем-референтом, через год меня перевели в помощники. Мне кажется, 18 лет – это уже взрослый человек, и нужно зарабатывать самому. Учеба отнимает много времени, но сейчас очень много возможностей устроиться с частичной занятостью: официантом быть совсем не зазорно, а можно и на фрилансе подработать».

 

Андрей Казанский, 30 лет:

«У меня была нелегкая ситуация, я рано остался без родителей и лет с 16 начал себя обеспечивать. Работа была разная, начинал я монтажником на выставках, далее карьерный рост дошел до водителя. Я учился на дневном, работал после пар, иногда приходилось прогуливать. Конечно, когда у тебя такие обстоятельства, и ты еще и живешь в Москве, думаешь в первую очередь о работе, а не об учебе. О том, что начал рано работать, я не жалею, рано приучиться к труду – это хорошо. Я считаю, что молодые люди должны привыкать к труду чуть ли не с получения паспорта. Если с 14-ти начать хоть немного подрабатывать, будет только лучше».