Собянин и Москва: что он сделал и чего не сделал за 5 лет

Собянин и Москва: что он сделал и чего не сделал за 5 лет

Павел Хицкий   19 октября 2015
7 мин
Собянин и Москва: что он сделал и чего не сделал за 5 лет

Ровно пять лет назад, 21 октября 2010 года, Сергей Собянин стал мэром Москвы. В честь юбилея Time Out отобрал пять главных плюсов и минусов его городской политики.

Парки

Плюс

Изменить вид парков Собянину действительно удалось — от Измайлово и «Красной Пресни» до мало кому известных Садовников. Конечно, это стало возможно благодаря тому, что в мэрии работал сильный глава Департамента культуры Сергей Капков. За пять лет парки стали посещать в 3,5 раза больше людей — летом там побывали 17,5 млн человек, это больше, чем в Нью-Йорке и Лондоне. Еще десять лет назад невозможно было представить, что в Зарядье, у самого Кремля, начнут строить не очередной торговый центр, а суперсовременный парк с четырьмя видами климата, филармонией и новой набережной.

Минус

Выбор парков в качестве главной городской политики с самого начала казался странным. Москва не Сочи, здесь не цветут кипарисы. К тому же газоны, деревянные лавочки и беседки в парках очень недолговечны — стоит прекратить их обновлять, и через пару лет зеленые пространства снова придут в запустение. Многие павильоны ВДНХ, покрытые штукатуркой, тоже требуют постоянного беления и подкрашивания. По сути, Собянин создал огромную машину, каждый год высасывающую деньги из бюджета. Только на посадки деревьев и цветов город тратит 1,5 млрд рублей в год.

Развитие города

Плюс

Улицы в центре с широкими тротуарами. Бывшие фабрики, ставшие культурными кластерами (последний пример — Бадаевский пивзавод, где теперь тоже проводят концерты). Музеи уровня «Гаража» и будущего культурного центра в ГЭС-2, которую реконструирует автор Центра Помпиду Ренцо Пьяно. Все это не то чтобы появилось (первые проекты датируются лужковским временем), но стало обычным делом при Собянине.

Минус

Асфальт в Москве по-прежнему кладут на плитку, а плитку — на асфальт. Улицы реконструируют каждый год, причем часто одни и те же — как Кузнецкий Мост, который летом зачем-то снова переделывали. Думаете, в следующем году будет затишье? Нет, город опять станут реконструировать, только уже с учетом советов КБ «Стрелка», получившей за консультации почти 1 млрд рублей. А всего до 2017 года на программу «Моя улица» потратят порядка 100 млрд. Возникает ощущение абсурда: ради будущего красивого города людям приходится жить на постоянной стройке.

Отдельная тема — Новая Москва. Огромная территория, превышающая старый город по площади, так и осталась черной дырой, в которой не происходит ничего интересного. Застройка там мало отличается от «Мортонграда» в Бутово, из культурных пространств обещают открыть только Музей VI съезда компартии Китая, а обещанные линии метро — дело отдаленного будущего. Когда их начнут строить, и мэр уже будет другой, и Москва другая.

Чистота

Плюс

Москва стала банально чище и приличнее на вид. Вывески теперь подчиняются дизайн-коду и по большей части не портят исторические дома: рекламой уже нельзя завесить половину фасада. Ряды палаток на улицах и у станций метро сильно сократились (число киосков в городе снизилось в три с лишним раза) — после чего общественные пространства приобрели вид, изначально задуманный архитекторами. Москва-река без дебаркадеров тоже, как выяснилось, смотрится симпатичнее.

Минус

На экономическом языке то, что делает с городом Собянин, называется «уничтожение малого бизнеса». Каждый метр Москвы превращается в пространство, которое несет доход крупным корпорациям и госконторам при мэрии. Крупные сети магазинов почти задавили мелкие лавочки. Частные парковки остались разве что при торговых центрах: деньги от уличных стоянок собирает Администратор московского парковочного пространства (частные эвакуаторы мэрия как раз отменяет). Миллионы цветов, которые каждый год высаживают в городе, выращивает ГУП «Мосзеленхоз». Похоронное дело монополизировано ГУП «Ритуал»: только через него оформляются захоронения. Часть этих структур досталась Собянину в наследство, но при нем только плодятся новые. Последняя идея, рожденная не непосредственно в мэрии, но в недрах подчиненного ей Мосгорпарка, совсем комичная: создать единого оператора пикников, который будет собирать плату с жарящих шашлыки и продавать им мясо.

Транспорт

Плюс

Платная парковка, выделенные полосы для автобусов и 15 новых станций метро не избавили город от пробок, но все-таки их уменьшили. Транспортного коллапса, который специалисты предрекали Москве примерно в середине 2010-х, не случилось. Более того, несмотря на то, что в городе за пять лет прибавился 1 млн машин, скорость движения на дорогах выросла на 15%. Пользоваться общественным транспортом тоже стало удобнее: автобусы ходят быстрее и регулярнее, а табло на остановках у метро по большей части работают.

Минус

Содержать машину в Москве стало настолько дорого, что люди начинают отказываться на них ездить. Конечно, в Дептрансе этого и хотят — но москвичи определенно от такой политики страдают. Цивилизованно наказывать водителей, нарушающих правила парковки, тоже так и не научились. С одной стороны, автомобили с заклеенными номерами все равно стоят там, где нельзя, и редкие рейды ЦОДД с ними не справляются. С другой, до трети штрафов за парковку в городе выписывают несправедливо — из-за сбоев в автоматике. Вдобавок город по-прежнему практикует варварскую практику эвакуации. Что касается общественного транспорта, он все равно перемещается по городу слишком медленно. Средняя скорость трамваев, например, — 13 км в час. В том числе в этом виноваты турникеты, которые город так и не решился убрать. Меры по смягчению турникетного бремени не работают из-за дурацких инструкций: даже если у средней двери тоже есть валидатор, водителям запрещено пускать через нее людей.

Человеческое лицо

Плюс

Пожалуй, главное, что сделал Собянин, став мэром, — декларировал политику «власти с человеческим лицом». Сомнительные федеральные начинания, которых за пять лет набралось немало — от цензуры в театральных спектаклях до борьбы с курением, — затронули Москву в смягченном и гуманизированном виде. Военно-патриотические клубы, которые открывают по всей стране, здесь прячутся в подворотнях, главный театральный режиссер в городе — «неблагонадежный» Кирилл Серебренников, а неуклонно наступающее ГТО облекается в не слишком уродливые спортивные фестивали. И вообще есть ли еще в стране город, в котором в кинотеатре месяц беспрепятственно идет запрещенная к прокату за порнографию «Любовь», а глава департамента торговли отстаивает курение на верандах кафе?

Минус

И главный минус Собянина-мэра — как раз в том, что политика «с человеческим лицом» у него получается все хуже. Фильтр для федеральных инициатив, которым служила мэрия, будто забился и испортился. Команда Собянина не смогла ни избавить город от памятника Владимиру, ни настоять на наказании погромщиков, повредивших скульптуры в подведомственном городу «Манеже». Ни даже на уровне провести День города: конечно, на Лубянке выступали Aerosmith, но на Тверской маршировали любимые Минкультом реконструкторы. В этом году практически уничтожен проект обновления городских библиотек — вместо лекторов на интеллектуальных книжных фестивалях там теперь беседуют с жителями участковые.

Чем дальше, тем больше собянинское время подтверждает общую русскую или, если хотите, советскую беду: идеи-то, может, и неплохие, но исполнение часто губит их на корню. В итоге плитка крошится под ногами, за парковки штрафуют невинных, а хороший барин удрученно качает головой и обещает исправить недостатки. В этом смысле нынешний мэр — проапгрейденная версия Лужкова, которого в итоге все равно безусловно любит только старый лужковский электорат, тот самый, который пришел на участки в 2013 году, когда Собянин победил на выборах Навального. Остальные по-прежнему ждут более значительных перемен.

Было, 2010 год:

Посетители парков — 5 млн человек

Посетители музеев — 4,7 млн человек

Количество киосков — 20 тысяч

Средняя зарплата в Москве — 39 тысяч рублей

Прожиточный минимум — 8,5 тысяч рублей

Цена гречки — 55 рублей за килограмм

Число пассажиров, перевезенных наземным транспортом — около 2 млрд

Количество браков — 91 тысяча

Количество смертей — 10,9 на тысячу горожан

Стало, 2015 год:

Посетители парков — 17,5 млн человек

Посетители музеев — 6,8 млн человек

Количество киосков — 3,5 тысячи

Средняя зарплата в Москве — 60 тысяч рублей

Прожиточный минимум — 15 тысяч рублей

Цена гречки — 65 рублей за килограмм

Число пассажиров, перевезенных наземным транспортом — 1 млрд (данные на август)

Количество браков — 100 тысяч

Количество смертей — 9,7 на тысячу горожан

Фото: парк «Красная пресня», Мосгортранс, студия Лебедева, mos.ru