Все ответы на квартирные вопросы: результаты опроса ЦИАН об аренде и покупке недвижимости в Москве | Город | Time Out

Все ответы на квартирные вопросы: результаты опроса ЦИАН об аренде и покупке недвижимости в Москве

  19 июня 2015
9 мин
Все ответы на квартирные вопросы: результаты опроса ЦИАН об аренде и покупке недвижимости в Москве
ЦИАН представляет результаты исследования на тему недвижимости: арендаторы и покупатели жилья рассказали о себе и своих квартирах.

Плох тот арендатор, который не мечтает стать собственником квартиры. Именно так можно обозначить основной итог масштабного опроса, проведенного лидером российской онлайн-недвижимости, – порталом Cian.ru. Согласно результатам исследования, большинство сегодняшних квартиросъемщиков не просто мечтают о покупке своей квартиры, а готовы во многом себе отказывать ради достижения этой цели. В это, может быть, трудно поверить, но мужчины готовы пожертвовать развлечениями, а женщины – шоппингом.

Вряд ли для кого-то станет открытием, что приобретение собственной квартиры в Москве требует немалых финансовых вложений. И в процессе накопления средств будущие собственники заметно эволюционируют. К примеру, если в период жизни на съемных квартирах москвичи и приезжие тяготеют к Центральному административному округу, то к моменту перехода в статус собственников они понимают, что жить за пределами центральной части Москвы комфортнее и, что немаловажно, ощутимо дешевле.

Желание перебраться в собственную квартиру подальше от центра – это не единственная метаморфоза, которая происходит в процессе превращения арендатора в собственника. Еще более важным является изменение социального статуса. Большинство арендаторов – это менеджеры, маркетологи и IT-специалисты. Но проходя свой путь накопления средств на покупку жилья, они параллельно поднимаются и по карьерной лестнице. Согласно собранным Cian.ru данным, покупка квартиры совершается в тот момент, когда жители столицы становятся финансистами, управляющими или даже владельцами собственного бизнеса.
Однако базовые ценности не меняются даже несмотря на переход в новый статус, и покупатели чаще делают выбор в пользу большой площади, приятного вида из окна, соседства с зелеными зонами и развитой инфраструктуры. И, что не может не радовать, все без исключения посетители портала Cian.ru – это образованные люди с разносторонними интересами и чувством юмора.

АРЕНДА

Кто снимает жилье в Москве?

По гендерной принадлежности арендаторы делятся достаточно неравномерно – мужчин немного больше, чем женщин – 58% против 42%. Почти две трети арендаторов относятся к возрастной категории 20-30 лет – 63%. Тех, кто с возрастом не перешел в статус собственников жилья намного меньше: в период от 30 до 40 лет количество арендаторов сокращается до 19%, а в возрасте старше 40 лет аренду предпочитают лишь 10% респондентов. А вот лиц моложе 20 лет среди арендаторов совсем мало – 8%. Соотношение между семейными арендаторами и холостяками такое же, как и между мужчинами и женщинами – 58% на 42%.

22% арендаторов заявили, что заняты в менеджменте и маркетинге. Еще 15% — в IT и технике. Примерно по 10% у финансовой сферы и недвижимости, а по 5-8% у представителей творческих профессий, госслужащих, предпринимателей, бюджетников, занятых в сфере обслуживания, и безработных. Участники опроса Cian.ru также называли такие «экзотические» занятия, как певица, водитель трактора, химик, физик, инструктор по йоге, валяльщик, летчик, диспетчер аэропорта, социальный антрополог, мебельщик, печник, таможенник и другие.

Почти три четверти – 73% арендаторов — владеют английским языком. 27% из них заявили, что их познания не ограничиваются английским, и они знают еще один или несколько иностранных языков.

Что касается увлечений, данные опроса подтвердили наличие в городе совершенно определенных трендов: первое место с показателем 65% занимает кино, второе – чтение книг (55%), а на третьей позиции с небольшим отставанием (53%) идет музыка. Далее популярные увлечения расположились в следующем порядке: спорт (52%), театр (26%) и компьютерные игры (25%). В целом, это не удивительно, ведь большая часть арендаторов занята в сфере менеджмента и маркетинга, которая включает в себя значительную часть «креакла» города! Среди других вариантов участники опроса Cian.ru называли историю, науку, танцы, верховую езду, путешествия, рыбалку, пошив одежды, ремонт автомобилей, рисование, нарды и карточные игры.

Почему делают выбор в пользу аренды?

73% арендаторов заявили, что на сегодняшний день не имеют достаточно средств для приобретения собственного жилья, но не оставляют мечту: 78% из них готовы во многом себе отказывать ради покупки квартиры в будущем! Тенденция, вероятно, сохранится: вслед за взрослеющей молодежью, снимающей квартиру ради того, чтобы съехаться с возлюбленными или друзьями (17% респондентов), а также для того, чтобы жить отдельно от родителей (18%), подрастет новое, уже более самостоятельное поколение – темп жизни обязывает!

Что примечательно, молодежь совсем не ветрена: только 26% респондентов меняют съемные квартиры раз в год или чаще, остальные же предпочитают более длительные сроки аренды. Впрочем, арендных долгожителей, остающихся на одном месте не менее 5 лет, среди респондентов оказалось совсем немного – только 3%.

Практичность молодых людей также прослеживается: 52% арендаторов хотят, чтобы съемная квартира обходилась им не дороже 35 тыс. рублей в месяц. А, стремясь сэкономить, 80% опрошенных стараются самостоятельно найти квартиру в аренду, причем 90% для этой цели используют сайты и мобильные приложения.

Где и что арендуют в Москве?

Центральному административному округу отдают предпочтение 30% респондентов. Далее в порядке убывания идут Север (25%), Юго-Запад (25%), Северо-Запад (22%), Запад, Северо-Восток, Юго-Восток (все – по 18%), Юг (15%) и Восток (12%).

Наиболее важными требованиями к арендуемому жилью являются большая площадь (30%), что неудивительно при тренде снимать одну квартиру на несколько человек, и вид из окна (29%). Также арендаторов волнует адекватность хозяев и соседей, тишина и состояние ремонта в арендуемом жилье. При этом 78% респондентов настаивают на том, что квартира должна находиться рядом с метро, а 66% ищут жилье неподалеку от своего места работы. 59% участников опроса хотят иметь парк в шаговой доступности, что говорит   о приверженности молодых людей здоровому образу жизни. Остальные запросы по желаемому окружению встречаются несколько реже: фитнес-клуб (19%), школа (13%), родители или другие родственники (11%), охраняемый паркинг (10%). Также имеют значение безопасность, наличие магазинов и прочей инфраструктуры.

ПОКУПКА

Кто покупает квартиры в Москве?

В отличие от арендаторов, среди покупателей квартир в столице женщин большинство – 54% участников опроса портала Cian.ru относятся к современной, сильной и успешной, но по-прежнему прекрасной, половине человечества. Нетрудно посчитать, что на долю мужчин приходится 46%.

Ровно половина покупателей уже достигли двадцатилетия, но не перешагнули отметку в 30 лет. 30% покупателей заявили, что их возраст находится в диапазоне от 30 до 40 лет, а доля тех, кому за 40 составила 20%. 

Примечательно, что молодые люди, не достигшие 20 лет, среди покупателей не встречаются.
Также можно отметить и тот факт, что к моменту покупки квартиры количество замужних/женатых москвичей (или стремящихся стать таковыми) ощутимо возрастает – 70% респондентов уже обзавелись вторыми половинами, а 30% пока еще находятся в активном поиске.
Зато уровень знания иностранных языков у покупателей жилья по необъяснимым причинам снижается: английский знают 69%, а еще один или несколько –  только 25%.

Среди профессий на первое место с показателем 30% выходят управление, финансы и бизнес. Из менеджеров среднего звена и «пиарщиков/маркетологов» молодые люди переходят в статус ТОП-менеджеров! 20% опрошенных занимаются административной работой, 14% заняты в сфере IT.  Всего 5% у творческих профессий, работников сферы обслуживания, недвижимости, социальной отрасли. Также оказалось, что позволить себе покупку квартиры в Москве могут даже безработные. Более того, на долю таких покупателей тоже приходится существенные 5%. В числе редко встречающихся и необычных занятий были отмечены клоун, дворник, связист, библиотекарь, полировщик глобусов, казначей и другие.

Вероятно, для того, чтобы накопить на квартиру, нужно меньше смотреть кино – среди своих увлечений только 60% покупателей недвижимости отметили именно его, рассказывая о своих интересах. Это на 5% меньше, чем среди арендаторов. Читают покупатели незначительно меньше – 54% (против 55%). А вот музыка «просела» еще более основательно, чем кино – на 6% до уровня 47%. Спортом увлекаются 47% респондентов, театром – 32%, а видеоиграми – 21%. Среди других интересов были названы семья, путешествия, автомобили, изобразительное искусство, строительство, воспитание детей, саморазвитие, друзья, оружие, вышивка, языки, рыбалка, астрономия, политика, архитектура и многое другое!

Зачем приобретают квартиру?

Для собственного проживания недвижимость в столице сегодня покупает чуть меньше половины участников опроса Cian.ru – 48%. Примерно такая же доля тех, кто приобретает квартиру для семьи и родственников. А вот доля так называемого инвестиционного жилья на сегодняшний день довольно мала – всего 7%.

Где и что покупают в Москве?

Когда дело доходит по покупки, предпочтения по территориальной принадлежности смещаются в сторону Юго-Запада столицы – квартиры здесь приобретают 31% респондентов. Вторую позицию с показателем 26% занимает Северо-Запад, третье место с 24% делят соседние Север и Запад. ЦАО и ЮАО выбирают по 22%,  Северо-Восток – 21%. Еще по 15% у Юго-Востока и Востока.

Требования к приобретаемой недвижимости остаются те же, что и при аренде, однако доля респондентов по каждому пункту возрастает: за большую площадь голоса отдали 54% участников опроса, видимо, съехавших от друзей и создавших собственные семьи, а хороший вид из окна хотят иметь 45% покупателей. Среди других важных параметров называются комфорт, планировка, этаж, наличие балкона, юридическая «чистота», соседи, оборудование для проживания инвалидов, год постройки и состояние дома. 

При выборе района для проживания покупатели хотят, чтобы рядом была станция метро (70%) и зеленая зона (66%). При этом количество желающих приобрести квартиру в непосредственной близости от работы ощутимо снижается по сравнению с арендой – до уровня 43%. Параллельно до 33% возрастает значимость соседства с родителями и другими родственниками, что говорит о появлении новых членов семей. 

Также эксперты Cian.ru объясняют это тем, что собственное жилье приобретается на длительный срок, и, вероятнее всего, место работы за это время еще неоднократно изменится. 

Среди других важных объектов рядом с домом респонденты отметили школу (29%), фитнес-клуб и охраняемую парковку (по 19%), детские сады и кружки, медицинские учреждения, торговые и развлекательные центры. Значение также имеют экология, безопасность, интеллигентность местных жителей, а один из участников опроса даже пожелал, чтобы Москва была перенесена поближе к морю и горам.

Самым популярным сегментом на сегодняшний день является эконом-класс. Квартиры этой категории выбирают 84% респондентов. 34% участников опроса хотели бы уложиться в бюджет до 5 млн рублей. А 41% покупателей смотрят на рынок столичной недвижимости более реально и понимают, что на приобретение просторной квартиры у метро в хорошем районе нужно закладывать от 5-10 млн рублей.

Почти половина (49%) участников опроса портала Cian.ru отметила, что для них не имеет значения, где покупать квартиру: в новостройке или во «вторичке». В поисках идеальной квартиры они рассматривают оба варианта.  
75% покупателей квартир в Москве не прибегают к услугам риэлторов и занимаются самостоятельным поиском жилья. И 91% из них делает это с помощью специализированных сайтов и мобильных приложений.