Что смотреть на «Золотой Маске»: классика в новой интерпретации

Что смотреть на «Золотой Маске»: классика в новой интерпретации

Елена Груева   13 апреля 2015
3 мин
Что смотреть на «Золотой Маске»: классика в новой интерпретации
Танцы якутских шаманок, «Три сестры» из Питера, спор с романтизмом Шиллера, Лев Толстой в вагоне-ресторане и Евгений Миронов в роли Офелии.

Конкурс драматических спектаклей на фестивале «Золотая Маска» начинался с главных претендентов: «Вишневого сада» в постановке Льва Додина и «Алисы» с Алисой Фрейндлих в заглавной роли. А основные их конкуренты выходят на сцену под занавес. Причем все они — яркие примеры оригинальной интерпретации классики, то есть именно того, что сегодня пытается запретить на корню Министерство культуры РФ. Наверняка ведь найдется минкультовский эксперт, который уверен, что Гамлет, Офелия и Гертруда — разные люди. А Евгений Миронов осмелился один сыграть их, да и всех остальных персонажей трагедии Шекспира, в спектакле знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа «Гамлет/Коллаж» (чт 16, пт 17 апреля, 19.00, Театр Наций, пять номинаций).

«Не положено!» — возопит эксперт. Хорошо, что Лепаж по-министерски не понимает: «Этот коллаж появился на свет в результате моих долгих размышлений и бесед с охваченным энтузиазмом русским актером. Мы мечтали узнать друг у друга нечто новое о современной актерской игре, о новых способах рассказать историю, о Шекспире. И я должен признаться, что на протяжении всего процесса постановки был восхищен работой моего главного партнера, и не могу не склонить свою голову в знак уважения перед проявлением такой смелости, актерской щедрости и истинного таланта».

 

Режиссер Юрий Бутусов тоже не собирается спрашивать совета у министерства, как ставить «Три сестры» (вт 14, ср 15 апреля, 18.00, Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург, на сцене Театра им. А. С. Пушкина, три номинации): «Нет ничего круче, чем Чехов и Шекспир. Они настолько велики, что позволяют БЫТЬ совершенно разным спектаклям. На самом деле – не мы с ними что-то делаем, а они с нами делают невероятные вещи. Они нам разрешают это».

 

Главный фигурант нынешнего министерского дела об «искажении классики», молодой режиссер Тимофей Кулябин представляет на фестивале свою версию драмы Шиллера «Коварство и любовь» под названием «Kill» (ср 15 апреля, 19.00, «Красный факел», Новосибирск, на сцене Театра им. Евг. Вахтангова, пять номинаций): «Передо мной классическая трагедия эпохи романтизма с чистыми идеалами — добро, зло, честь, долг. В наше время, когда параллельно существует невероятное количество трактовок действительности, а картина мира предельно размыта, все эти категории стали архаизмами. И я пытаюсь правдиво воспроизвести эту историю сегодня».

 

Режиссер Алексей Крикливый перенес действие повести Льва Толстого «Крейцерова соната» (чт 16, пт 17 апреля, 19.00, Театр «Глобус», Новосибирск, на сцене Театра Наций, три номинации) в вагон-ресторан современного поезда: «Толстой написал Позднышева раскаявшимся грешником. И в этой системе уже заложен его путь к духовному спасению. Человек думает, страдает, тем самым выдавливая из себя бесов. Разве это не истинная человеческая история? Разве вопросы веры, спасения души имеют отношение к каким-то условным изысканиям? По-моему, это все про нас».

 

Феноменальная якутская актриса и певица Степанида Борисова в своем режиссерском дебюте «Удаганки» (чт 16 апреля, 21.00, Театр «Олонхо», Якутск, в Центре им. Вс. Мейерхольда, две номинации) умудрилась даже национальному фольклору придать авторский ироничный взгляд, создав веселую любовную сюиту: «Это спектакль о женщинах-удаганках, шаманках и воительницах. Считается, что их способности гораздо сильнее, чем у шаманов-мужчин. Согласно поверьям, удаганки живут в трех мирах: на небе, в нижнем мире и на земле. Причем на небе нет шаманов-мужчин, только небесные девы. У удаганок неземное предназначение. Но могут ли они стать простыми смертными женщинами, чтобы испытать чувство любви и познать материнское счастье?»

Вопрос, прямо скажем, не для министерских экспертов.