Бенедикт Камбербэтч: «Я не просыпался знаменитым»

Бенедикт Камбербэтч: «Я не просыпался знаменитым»

Дэйв Кэлхоун, Time Out London   2 февраля 2015
4 мин
Бенедикт Камбербэтч: «Я не просыпался знаменитым»
После Шерлока, Ассанжа и дракона британский актер примерил шкуру Алана Тьюринга в «Игре в имитацию».

Всегда хотел узнать: как вы все успеваете?

А я успеваю? Не подумайте только, что я выделываюсь и схватил звездняк. Но, если честно, я уже пухну от работы. Четыре роли одновременно в голове. Сегодня меня буквально охватила паническая атака, когда я выходил из дома перед тем, как ехать в аэропорт. Вот сейчас в Торонто прилечу, найду самый темный угол в аэропорту и десять минут просижу в тишине, просто чтобы помедитировать и прочистить голову. Но у меня получается. Пока мне удается отдыхать достаточно, чтобы быть в форме и не болеть, все как-то складывается. Я к тому же со временем научился расставлять приоритеты. Вот, собственно, два секрета.

И все же вы очень много снимаетесь. Соглашаетесь на все, что предлагают, боясь, что перестанут звать?

Нет. Так, наоборот, можно свою карьеру загнать в тупик. Мой график, может быть, и заполнен вплоть до 2016 года, но я очень тщательно выбираю проекты. И самое важное – работать с учетом перспективы. Я не просыпался знаменитым, я в этой профессии 12 лет. Пока что у меня хорошая и разнообразная фильмография, но кажется, будто я только выхожу к ролям самого высокого уровня. Это странно, не правда ли? Киноиндустрия заточена на текущий момент. Но и в ней можно вести долгосрочные проекты – как «Шерлок» или собственная компания, которую я строю. Потом я буду три месяца играть Гамлета в театре.

Вы уже думаете о своем Гамлете?

Я попросил Линдси Тернера поставить «Гамлета» со мной год назад. Три месяца у нас ушло на выбор помещения. Потом несколько месяцев обсуждений, и сейчас мы уже дни напролет проводим, работая над постановкой. Мы подходим к «Гамлету» так, будто это новая, никем еще не ставившаяся пьеса. К счастью, это помогает выкинуть из головы всех Гамлетов, которых я успел увидеть.

В «Игре в имитацию» вы играете Алана Тьюринга. Чем вас зацепила его роль?

Я постоянно слышу: «Алан Тьюринг? Он как-то связан с Блетчли-Парк (усадьба, в которой располагалось главное шифровальное подразделение Британии во время Второй мировой войны – прим. Time Out)? Это же создатель логотипа Apple? Это же он надкусил яблоко?» Не так много людей знают всю историю Тьюринга – то, что он изобрел компьютер, расшифровал код «Энигма», был осужден за гомосексуализм и год терпел инъекции эстрогена перед смертью в 1954-м. Это невероятно трагичная и странная биография. Он не протестовал, не возмущал порядок, он просто был собой. Он – незаметный, тихий герой.

В фильме есть и юмор – в том, как ваш Алан Тьюринг принимает все буквально.

Это очаровательно – то, как он не фильтрует речь. Для него язык – всего лишь логическая конструкция. Иногда он выглядит снобом-провокатором, но на самом деле он просто всегда верен себе. Был риск взять этого сложного, потустороннего героя и столкнуть его с другими людьми только для того, чтобы он казался смешным, – но мне кажется, нам удалось этого избежать. Он не социопат вроде Шерлока Холмса, который не испытывает никакого уважения к чужому мнению.

Вы сравниваете Тьюринга с Холмсом…

Почему нет? Если я играю кого-то умного, вдруг все предыдущие мои персонажи тоже становятся умными. Если играю злодея, все предыдущие тоже оказываются злодеями. Подозреваю, люди просто проводят параллели, чтобы лучше понять тебя. Хотя, вы знаете, я и довольно ординарных людей играл.

Ваш персонаж в «12 годах рабства» был совсем другим. Что вы чувствовали на «Оскаре» в прошлом году, когда фильм получил главную статуэтку?

Боже, я невероятно здорово провел время. Немного нервничал, но стоило попасть туда, все, как на экране, оказалось немного меньше, чем представлялось. Мне казалось, будто я веселюсь на чужой вечеринке.

Вас засняли прыгающим позади U2 на красной дорожке.

Да, я зафотобомбил U2! Но в этом виновата Эллен ДеДженерис – она всех накачала водкой. Ее люди разносили эти мини-стопки. А один друг просил меня сфоткаться с U2. Я увидел их и даже не задумался. Просто взял и сделал это. Никогда не чувствовал такого сильного порыва.