Аниме-мания

Мы собрали настоящих поклонников японской анимации, чтобы расспросить их о жизни алматинского аниме-клуба, рисованных вселенных и о том, что анимешники ждут от фестиваля.
Алмас Кособаев,
председатель общественного фонда Art to business, организатор фестивалей Anifest и Animania
Чем удивит Anifest?
В программе «Анифеста» предусмотрен косплей, различные конкурсы и игры на фуд-корте в MEGA Alma-Ata. В четырех городских мультиплексах покажут шедевры экспериментальной короткометражной анимации от ведущих мировых аниматоров Кореи, Франции, Великобритании, Германии, Японии и США. Странные, яркие, иногда шокирующие мультфильмы призваны привлечь внимание общественности, в особенности детей и молодежи, к проблемам насилия и нетерпимости, которые проявляются в виде ксенофобии, шовинизма, нацизма, расизма или равнодушного потакания этим болезням современного общества. Миссия «Анифеста»: декларация общечеловеческих ценностей через призму анимации – самого популярного и понятного всем поколениям и социальным слоям жанра.
Параллельно с фестивалем, 1 и 2 июня, пройдет Международный форум аниматоров, где будут проводиться мастер-классы. Основная цель форума – объединить творческих людей, связанных с анимацией, а также привлечь продюсеров, бизнесменов и меценатов для создания международного анимационного проекта. Все подробности можно узнать на arttobusiness.net
Расскажите о вашем предыдущем опыте – фестивале «Анимания-2009»?
Первый анимешный фестиваль проходил в начале января и был тепло встречен публикой. Идея организовать подобное мероприятие витала в воздухе достаточно давно. Еще в 2004 году была попытка сделать некое подобие аниме-вечеринки из презентации журнала «Банзай!». Но первый блин, как водится, получился комом, и к идее смогли вернуться только осенью 2008 года.
Я просто зашел в студию и сказал: «Ребята, будем делать аниме-фестиваль!» Коллектив Diamond Creative Studio тут же задал резонный вопрос: «А что такое аниме?», и я начал просветительскую деятельность: приносил фильмы, показывал, объяснял. Сам я занимаюсь аниме довольно давно, с середины девяностых, рисовал комиксы еще в студенчестве. Аниме всегда привлекало меня своими яркими визуальными образами, запоминающейся картинкой. Что же касается самой организации фестиваля, то это оказалось не такой уж сложной задачей. Хоть нам и не удалось договориться с крупнейшим российским прокатчиком MC Entertainment, зато откликнулись Reanimedia и Ruscico. Здорово помогли сами японцы: Наоми Абэ, представитель Казахстанско-японского центра развития человеческих ресурсов, и Сэо Масатсугу, бывший советник посла Японии.
Спонсоры обеспечили доставку прокатных лент и разнообразные призы. Бодро откликнулась и сами анимешники, без них не было бы ни косплей-дефиле, ни конкурса манги. Несмотря на множество проблем, на то, что и половина задуманного не была воплощена в жизнь, а предполагаемый бюджет был сокращен в пять раз, «Анимания» все же состоялась. Все три дня кинозалы Silk Way City были забиты, просмотру не помешало даже то, что аниме показывали на японском, с субтитрами. В фойе кинотеатра бегали люди в косплейных костюмах, а на дефиле-шоу был такой ажиотаж, что яблоку негде было упасть.
А какие отзывы получали?
В целом положительные. Естественно, не обошлось без критики по поводу организации, но в основном люди были просто рады, что наконец кто-то устроил такой фестиваль. Писали электронные письма, подходили и благодарили лично. «Анимания» вызвала приличный резонанс в прессе, а аниме-клуб заполучил в свои активы множество новых ценителей японской анимации.
Ален, Nisa, массовик-затейник, координатор и лицо аниме-клуба
Как обычно проходят встречи единомышленников?
Первооснова анимок – слетов анимешников – остается неизменной. Народ собирается, чтобы обменяться дисками, обсудить новинки мира аниме и манги, решить текущие общеклубные вопросы, разработать планы порабощения мира и просто пообщаться с друзьями. Каждый месяц приходят новайсы (от англ. novice – «новичок»), которых необходимо адаптировать и познакомить со всеми «старичками», поскольку сами они подходить стесняются. В клубе проводится ряд ежегодных мероприятий, И если раньше это были закрытые вечеринки где-нибудь за городом в огромном доме, то в этом году мы решили выйти из «подполья» и начать продвижение нашей культуры в массы. Так родилась серия вечеринок Anispective Party, которые я устраиваю совместно с баром Retrospective.
Вечеринки сопровождаются выступлением аниме-диджеев (есть и такие у нас в городе), тематическими конкурсами, соревнованиями по видеоиграм ну и, конечно же, показами AMV (Anime Music Video). На последней вечеринке выступала единственная команда в Казахстане, которая играет настоящий J-rock (japanese rock). Шоу было великолепным – как положено, с декорациями, гримом и различными эффектами. Очень радует, что на эти вечеринки приходит народ не только из алматинских аниме-сообществ, но и совсем незнакомый. Таким образом мы увеличиваем количество пользователей аниме-форума и стараемся собрать всех анимешников вместе. 11 июля в рамках третьей вечеринки мы задумали большой косплей-ивент. Могу похвастаться, что за всю историю казахстанского аниме-движения никто ничего подобного не делал.
Каким образом можно успешно влиться в анимешную тусовку?
Это очень сложный вопрос. Универсальной формулы не существует. Но могу дать несколько дельных советов.
1. Перед тем как прийти на анимку в первый раз, рекомендую посидеть хотя бы пару недель на форуме – это поможет найти ответы на самые горячие вопросы и подготовит к первой встрече с анимешниками.
2. Стоит посмотреть хотя бы базовый набор аниме.
3. Не надо стесняться подходить и спрашивать, спрашивать и еще раз спрашивать! Анимешники, как правило, охотно делятся своим мнением, знаниями по тому или иному вопросу. К тому же, когда человек коммуникабельный, общаться с ним гораздо проще. Вот у нас в клубе есть пара человек, которые уже около года ходят на анимки и каждый раз просто молча стоят в сторонке. А на форуме потом пишут: «Доо! Анимка была отличная!» Зачем так делать? Для таких у меня есть еще один совет.
4. Принимать активное участие в жизни клуба (ходить на клубные мероприятия, проявлять инициативу в каких-то организационных моментах, да и вообще вести себя активно).
Что в первую очередь стоит смотреть новайсам?
Вот список рекомендуемых мной аниме:
1. Neon Genesis Evangelion
2. Full Metal Alchemist
3. Hellsing
4. Afro Samurai
5. Genshiken
6. Elfen Lied
7. Death Note
8. FLCL
9. Tenjou Tenge
10. Guu!
Семен, Bizon, живая аниме-энциклопедия
Как прививается вкус к аниме?
Приходит на клубную встречу неоперившийся новичок и просит дать ему что-нибудь посмотреть. В жанрах не разбирается, смотрел только «Сейлор Мун», и то в детстве. В подобных случаях помогает набор начинающего анимешника, который составляется из такого аниме, которое практически гарантировано понравится зрителям. Это неувядающая классика полнометражных работ Миядзаки и коротенькие комедийные OVA вроде Golden Boy. А после уже можно переходить к полноценным сериалам. И здесь все зависит исключительно от личных предпочтений, потому что вариантов – море.
Грезили в детстве гигантскими человекоподобными роботами, стоящими на страже границ? Жанр меха-сериалов для вас. Нравятся серьезные динамичные боевики с некоторой примесью научной фантастики или мистики? Их есть у нас! Комедии всех мастей – от полного абстракций бреда до комедии положений в любовном многоугольнике ближайшей японской школы. Философские драмы и ужасы, полные саспенса. В аниме представлены все жанры, а для эстетов есть экспериментальная независимая анимация в самом широком ассортименте. Со временем человек определяет интересные ему жанры и начинает ориентироваться в огромном потоке свежих лент и сериалов самостоятельно.
Основная проблема заключается в том, что, посмотрев какую-нибудь пошлятину или откровенную халтуру, зритель решает, что все аниме такое же ужасное, или же, наоборот, пересмотрев высококачественных шедевров, возомнит японскую анимацию предметом культа и трепетного поклонения. Главное помнить – аниме, как и любое другое коммерческое искусство, разнообразно и необъятно, поэтому всегда стоит почитать рецензии, попросить рекомендации, попробовать добыть информацию в Интернете.
Что привлекает в аниме лично тебя?
Абсолютная, тотальная непонятность. Любой японец, с точки зрения европейца, – это человек, свалившийся с луны. Совершенно другая система ценностей и взглядов, основанная на традициях, синтоизме, буддизме и общей восточной философии. Когда японец видит какое-то западное клише, оно не кажется ему устоявшимся и каноническим. Он смотрит на него чистым взглядом инопланетянина и потому может вытворять все, что угодно. А оно выпрыгивает из экрана, знакомо-незнакомое, и бьет тебя прямо по башке электрогитарой.
Берем пиратскую романтику: клады, абордажи, галеоны… добавляем «Волшебника страны Оз» напополам с магией, основанной на реальных физических процессах, и получаем One Piece, каждый том манги которого продается лучше любых книг и газет, а новую серию экранизации каждую субботу ждут как хлеба двадцать миллионов человек. А хеппи-энды? Не помню, когда я последний раз видел, чтобы аниме закончилось однозначно, по-голливудски хорошо. А яркие, живые, сочные образы героев, выполненные мастерски, буквально парой штрихов? Разве западная анимация или кинематограф могут добиться такой выразительности минимальными средствами? И еще, западная культура должна все облечь в слова, подумать, сформулировать, высказать или написать. Аниме оперирует не словами, а эмоциями. И такой язык универсален и бесконечно ярок.
Какие планы и перспективы у тусовки алматинских анимешников?
Перспектив у анимешного движения множество. Дальнейшее проведение и повышение качества мероприятий типа «Анифеста», «Анимании» и «Аниспективы» будет расширять наши ряды. Давно мечтаем открыть магазинчик, где можно было бы купить или заказать лицензионные диски, фигурки, плакаты и прочие анимешные сувениры. Есть возможность создать студию для перевода и создания дубляжа. Наш любительский релиз полнометражной ленты «Там, за облаками» по качеству был на уровне вышедшего чуть позже официального российского издания. А может, чем черт не шутит, и на родной казахстанской земле встретятся спонсоры и энтузиасты, готовые создавать анимационные шедевры, выполненные в эстетике и стилистике аниме. Пару лет назад мы и мечтать не могли об официальном фестивале. Так что будем работать!
Антон, Arathorn,
рисует в анимешном стиле, роспись по верблюдам посвящает аниме-клубу
Чем отличается обычная анимация от аниме?
Скажем так, аниме – один из видов анимации, имеющий множество направлений. Есть много примеров анимации, которая подражает настоящему аниме, либо заимствует некоторые принципы или стилистику из него. Однако сам по себе стиль манги и аниме уникален, и определенные каноны все же существуют. Не буду вдаваться в подробности, есть огромное количество статей на эту тему. Но могу привести примеры, иллюстрирующие разницу. Популярный сериал Totally Spice похож на аниме, но это не аниме. Или «Аватар: Легенда об Аанге» – тоже похоже, и анимация неплохая, но это не аниме. И еще один спорный мульт – Kappa Mikey, по многим критериям его все же можно отнести к аниме. Пожалуй, одно из самых весомых отличий «обычной» анимации – ее изначально делают не в Японии. Как бы там ни было, но суть стилистики аниме – это сугубо японская тема.
С чего началось ваше увлечение рисованием в анимешном стиле?
Вот как раз с увлечения Японией, японской культурой, языком. Раньше, точнее до 2005-го года, я не рисовал аниме, ну за исключением Сейлор Мун. Ну а кто ее не рисовал? До тех пор я рисовал технику, фэнтези. А потом узнал о существовании аниме-клуба, познакомился с множеством замечательных людей. Затем мне дали несколько уроков по рисованию в стиле манги и аниме, ну и началось! Теперь я практически ничего другого не рисую. Мне хочется охватить все многообразие стилей в аниме, поэтому концентрируюсь именно на нем.
Трудно ли научиться рисовать, как вы?
Научиться рисовать несложно, сложно выработать и отточить свой собственный стиль. При некотором умении рисовать и наличии творческой натуры можно запросто освоить стиль манги и аниме самостоятельно. Меня никто не учил, я просто общался с такими же самоучками, прислушивался к советам, анализировал критику. Можно пойти в художественную академию или колледж, только там вряд ли дадут уроки по аниме, зато анатомию и прочие вещи научат рисовать.
Что побуждает к творчеству?
Во-первых, это состояние души. Если настроение хорошее, во всем чувствуешь позитив, энергия просто хлещет через край, и просто грех не нарисовать что-нибудь замечательное. Бывало и наоборот, когда творчество просыпалось в самые тяжелые и отчаянные моменты, например, когда заваливаешь сессию. Вдохновение может появиться и при виде симпатичной девушки. Просмотр очередного аниме, просьбы друзей нарисовать им что-либо – все это прекрасные стимулы. Иногда рисую просто для профилактики, чтобы не потерять форму. Хорошей мотивацией для творчества является возможность рассказать об аниме-клубе. Так, например, я был автором одного из разрисованных верблюдов, украшавших Алматы. Мой верблюд был выставлен на кольце Аль-Фараби – Навои и был посвящен аниме-клубу. Мне всегда хотелось сделать что-нибудь заметное, что привлекло бы внимание к нашему сообществу. И когда представилась возможность сделать это, я был почти счастлив.
Что вы ждете от «Анифеста»?
Я редко бываю в Сети, и пока вы не спросили, был не в курсе грядущих событий. Конечно, хотелось бы хорошо и весело провести время в теплой компании анимешников за просмотром интересных лент.
Ильяс, NOmad,
администратор сайта anime.kz
Как аниме может вдохновлять в обычной жизни?
Образы и сюжеты аниме часто задают достаточно высокие моральные и этические стандарты. Интерес к Японии (самой стране, культуре, языку), обычный для большинства анимешников, расширяет кругозор и интересы, что, наверное, можно назвать вдохновением от аниме.
Какие люди являются целевой аудиторией анимационной индустрии?
Множественность целевых аудиторий как раз и является одной из основных отличительных черт японской анимационной индустрии. Будучи явлением коммерческим, аниме производится для разных социальных, гендерных и возрастных групп зрителей. В некоторых случаях аниме становится единственной возможной формой выражения мысли режиссера, и тогда прибегают к данному виду визуального искусства уже не из коммерческих соображений, а для реализации эстетического видения автора.
В чем различия нашего анимешника и японского отаку?
Японцы смотрят аниме практически поголовно, ведь у них нет стереотипа, что анимация делается преимущественно для детей. Отаку же – люди, увлекающиеся исключительно аниме, посвящающие изучению мира анимации все свои силы. Они прекрасно разбираются в жанрах, в режиссерах, в истории развития аниме, смотрели тысячи произведений и помнят мельчайшие детали из них. Обратная сторона медали – они зачастую становятся асоциальными, жертвуют всеми другими интересами. Наши же анимешники не ограничивают свой мир лишь увлечением аниме, хотя среди них есть люди, которые разбираются в аниме ничуть не хуже японских отаку. Однако наши умудряются при этом сохранять свои коммуникационные и социальные навыки. У нас люди предпочитают фильтровать аниме согласно своим критериям. Кто-то отдает предпочтение определенным жанрам (а их в аниме значительно больше, чем в кинематографе). Кто-то гоняется за произведениями определенных студий, режиссеров. Есть люди, которые открыты для всего многообразия аниме, но, опять же, из аниме смысла жизни не делает никто.
Анимешный словарь
Аниме – японская мультипликация. Термин происходит от сокращенного японского произношения английского слова «animation».
Анимешник – человек, любящий аниме, знающий, что это такое, в чем его характерные особенности и отличия от других направлений визуального искусства.
Апокалиптика – жанр аниме с обязательной сюжетной линией, посвященной концу света.
Гарем – популярный жанр в аниме, где персонаж мужского пола оказывается окружен большим количеством женщин. Реже встречается и обратный гарем – когда девушка окружена парнями.
Кавай – японское слово, означающее «милый», «прелестный», «хорошенький». Кроме того, это определенная эстетика – умильная и инфантильная, отражаемая в некоторых японских культурных явлениях, связанных со стилистикой аниме.
Киберпанк – жанр аниме, предполагающий мир будущего, в котором прогресс определяют высокие компьютерные технологии. Картины этого будущего часто представляются мрачными и антиутопическими.
Косплей – костюмированная игра или дефиле, форма воплощения действия, совершаемого на экране. Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, готовят аналогичный костюм, употребляют его речевые обороты. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми в Японии.
Манга – японские комиксы, по мотивам и стилистике которых часто и снимается аниме.
Махо-седзе – «девочки-волшебницы», жанр девичьего аниме, рассказывающий о приключениях девочек, наделенных магической силой. Акцент делается на проблемы женского взросления.
Меха – жанр аниме с обязательным наличием сложных механизмов, как правило, гигантских человекоподобных роботов, самодвижущихся, не имеющих прототипов в реальности.
Научная фантастика (НФ) – жанр аниме, действие которого связано с использованием техники, не существующей на момент создания этого аниме: межзвездных космических кораблей, плазменных бластеров и т. д. Часто его сюжеты предполагают контакты с пришельцами и космические баталии. Аниме, действие которого сконцентрировано на космических войнах так же называют «Космической оперой».
Ня!^_^ – кавайное междометие. Является атрибутом обобщенной кавайности автора, высказывания или ситуации, при которой «-ня» добавлено к фразе. В японском аналог русского «мяу».
Отаку – в японском языке негативное слово, означающее чересчур горячего поклонника аниме и манги, фаната в крайности. Поклонники аниме, знающие о японском значении этого слова, не любят, чтобы их называли «отаку».
OVA – (Original Video Animation) аниме, специально созданное для выпуска на видео для домашнего просмотра, продолжительностью примерно в 2-6 серий.
Постапокалиптика – жанр аниме, где повествуется о жизни после глобальной катастрофы – конца света.
Романтика – жанр аниме о любовных переживаниях.
Стимпанк (паропанк) – жанр аниме, описывающий альтернативный мир, находящийся на уровне технического развития Европы конца XIX века. Другими словами – жюльверновщина. Появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника воспринимается простыми людьми как нечто чудесное и зачастую демоническое. Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если последний основывается на футуристической эстетике, то стимпанк или паропанк – на эстетике ретро. Умудрялись придумать даже компьютеры, работающие на пару.
Сэнтай – жанр аниме, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей, борющихся с кем-либо или с чем-либо, несущим в мир хаос и разрушение.
Фансаб – субтитры, переведенные и наложенные на видео фанатами того или иного анимационного произведения.
Фансервис – включение в сюжетный ряд определенных сцен или ракурсов, которые не являются сюжетообразующими, но рассчитаны на определенный отклик у основной целевой аудитории. Например, обычный фансервис для аниме, ориентированного на юношей и подростков: подбор кадров таким образом, чтобы ненароком продемонстрировать детали нижнего белья персонажей женского пола.
Фэнтези – жанр аниме, и не только аниме, заключенный в мирах, где правит не технология, а «меч и магия». В фэнтези фигурируют разнообразные мифологические существа – эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, боги, демоны и другие, в том числе совершенно неповторимые существа.
В Интернете
www.animeclub.kz
Cовместный казахстанский проект любителей аниме, манги и японской культуры, основной целью которого является объединение казахстанской аниме-общественности, привлечение новых участников и ознакомление людей с аниме, мангой и японской культурой.
www.anime.kz
Каталог аниме с краткими анонсами, новостями в мире аниме, информацией о значимых аниме-мероприятиях в Алматы. Дочерний проект – wiki.anime.kz. Тематическая вики-энциклопедия с исчерпывающей информацией о существующем и еще только выпускаемом аниме. Непрерывно наполняется новым контентом по мере выхода свежих сериалов.
proanime.kz
Обзоры и рецензии, архив саундтреков, новости, галерея артов, все, разумеется, посвящено аниме.