Что смотреть на «Артдокфесте»?

Что смотреть на «Артдокфесте»?

Денис Рузаев   25 ноября 2013
3 мин
Что смотреть на «Артдокфесте»?

Семь обязательных к просмотру фильмов самого крупного и бескомпромиссного в стране фестиваля нон-фикшн-кино.

«Событие»

Собрав в прошлом году из хроник происходившего зимой 2014-го в Киеве симфонию единения народных масс «Майдан», Сергей Лозница продолжает исследовать психологию толпы. Его новый фильм «Событие» — такой же по технике хроникальный коллаж, но уже повествующий о ленинградских демонстрациях августа 1991-го. В первую очередь это документ общего на десятки тысяч участников порыва, невозможного в современной России, — хотя бы потому, что «Событие» свидетельствует о последнем вздохе homo soveticus.
15 декабря, 13:50

«Выступление и наказание»

Галерист Евгений Митта уже снимал фильмы (причем отличные) об Олеге Кулике и Александре Виноградове с Владимиром Дубосарским. «Выступление и наказание» продолжает серию киноликбезов о современном русском искусстве — и, как нетрудно догадаться по названию, теперь берется за Pussy Riot. Это не политизированный, а именно что искусствоведческий экскурс не только в творчество группы, но и в историю акционизма как такового. На фоне развития идей Pussy Riot Петром Павленским «Выступление и наказание» кажется особенно злободневным.
9 декабря, 19:00, 10 декабря, 10:40, 15 декабря, 14:30

«Саламанка»

Возможно, самый визуально красивый, даже неотразимый фильм фестиваля — и идеальный док-компаньон к «Безмолвному свету» Карлоса Рейгадаса. Александра Кулак и Руслан Федотов засняли повседневную жизнь общины мексиканских меннонитов, озвучив эти кадры вымышленным, синтетическим монологом человека, однажды покинувшего подобное комьюнити. Сложение правды и вымысла, изображения и голоса порождает в «Саламанке» настоящую, проникновенную поэму об изгнании в рай.
11 декабря, 19:20, 12 декабря, 13:10

«Русский дятел»

Фильм американца Чэда Грасиа с успехом проехался по фестивалям уровня «Сандэнса» и Роттердама, а теперь еще и включен в лонг-лист оскаровской документальной номинации. Ничего удивительного — это причудливое, витальное, очень эффектное кино. В его центре — украинский художник Федор Александрович, одновременно эгоманьяк, юродивый и пророк, одержимый теориями заговора вокруг Чернобыля и странного гигантского радиолокатора, который располагается рядом с Припятью, продолжает посылать в никуда сигналы и известен под названием «русский дятел».
13 декабря, 19:00, 14 декабря, 12:45, 15 декабря, 12:35

«#HOMMES. Невыдуманная история воровского мира»

Грандиозное антропологическое полотно режиссера, скрывающегося под псевдонимом Са Ня (причины конспирации понятны), исследует феномен воров в законе — одной из самых иерархически выстроенных структур советского и постсоветского мира. Лагерная романтика и общаки, заезды и ссученные — в общем, еще одно доказательство, что из всех мифологий, обуревавших Россию ХХ века, понятия зоны оказались самыми живучими.
13 декабря, 20:45, 15 декабря, 23:50

«Затерянный в Кантоне»

Фильм шведа Монса Монсона — картина для «Артдокфеста» нетипичная, хотя бы потому, что в этом сплаве игрового кино и нон-фикшна вымысла явно больше, чем фактов. Ключевой вопрос же заключается в том, чему верить — собственным глазам или невероятным, завиральным рассказам конголезца по имени Леброн, приехавшего в Гуанчжоу напечатать партию прополитических футболок, обманутого китайцами, но при этом оставшегося в парадоксальном кантонском мире.
13 декабря, 19:25

«Мой друг Борис Немцов»

На «Артдокфесте» покажут еще не законченную, рабочую версию фильма Зоси Родкевич о Немцове — он начинался со скептического новостного сюжета, а потом, буквально на ходу, оказался портретом самого неочевидного мученика отечественной политики. Сам бы он этот статус, конечно, не одобрил. Вот и в картине Родкевич Немцов — какой угодно, но уж точно не мертвый.
12 декабря, 22:30