Сезон Станиславского | Театр | Time Out

Сезон Станиславского

Елена Груева   15 июля 2013
3 мин
Сезон Станиславского
Международный фестиваль театрального искусства впервые откроет японский спектакль.

Основными авторами спектаклей фестиваля «Сезон Станиславского» этого года стали Шекспир и Чехов, а главное событие — премьера Эймунтаса Някрошюса «Книги Иова» — и вовсе по тексту Ветхого Завета поставлена. Однако именно классика сегодня говорит не только о вечном, но и о самом злободневном. Даже многолетний проект итальянского Театро Понкьелли — импровизации на тему шекспировской хроники «Генрих V» (вт 7 октября, 19.00, на сцене Театра Луны) в постановке известного режиссера Пиппо Дельбоно — сейчас приобрел новое дыхание. Ведь темой этого экспрессивного пластического представления стала знаменитая речь короля перед битвой под Азенкуром, вдохновившая малочисленное английское войско на победу над огромной армией французов. Что такое патриотизм? Что может сегодня заставить человека пойти на войну? Только ли присяга? «Каждый подданный должен служить королю, но душа каждого принадлежит ему самому». В спектакле кроме труппы Дельбоно примут участие молодые московские актеры, с которыми всю неделю до фестивального показа режиссер репетировал в усадьбе Станиславского «Любимовка». И для них эти занятия стали не только мастер-классом, но и возможностью самим себе ответить на такие злободневные сегодня вопросы.

Бельгийский режиссер Люк Персеваль впервые привезет в Москву труппу NTGent (Гент, Бельгия) со своей версией ранней пьесы Чехова «Платонов» (пт 10 – вс 12 октября, 19.00, на сцене Театра им. Пушкина). Показанный на прошлом «Сезоне» в гамбургском театре «Талия» его спектакль «Там за дверью» по пьесе Борхерта получил «Золотую маску» как лучший зарубежный спектакль. Там солдат, вернувшийся с войны, не смог принять новую «мирную» жизнь. Здесь Платонов — известный на всю округу правдолюбец и борец с любыми иллюзиями — не сумеет принять правду о самом себе. Быть честным с самим собой, принимать ответственность за собственный выбор оказывается не под силу не только ему, но и вообще никому из персонажей спектакля.

А вот Иов — герой библейской «Книги Иова» (чт 16 – сб 18 октября, 19.00, Театр «Meno Fortas», Вильнюс, Литва, на сцене Театра им. А. С. Пушкина) — в интерпретации Эймунтаса Някрошюса сумел самого Господа Вседержителя заставить устыдиться того, что он использовал человека лишь как пешку в своих играх с Сатаной. Лишенный всего, истерзанный болезнью Иов потребовал от Создателя уважать его человеческое достоинство.

Во что может превратиться человек, с чьим достоинством не считаются, которого cчитают быдлом, покажет «Вишневый сад» (вт 16 – чт 18 декабря, 19.00, Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург, на сцене МХТ им. А. П. Чехова) в постановке Льва Додина. Дивная, погруженная в перипетии своей любови, изысканная Раневская в исполнении Ксении Раппопорт «мужичка» Лопахина не принимает всерьез. Но Лопахин, сыгранный Данилой Козловским, не простит ей ничего. Он жестоко, даже исступленно, будет мстить ей за каждый скользнувший мимо него взгляд, за каждое неуслышанное его слово. И эта месть уничтожит и ее саму, и ее вишневый сад, и весь ее мир.

Если Человек перестает звучать гордо, он начинает звучать страшно. Кто в этом сегодня может усомниться.