ХII Московский Пасхальный фестиваль | Театр | Time Out

ХII Московский Пасхальный фестиваль

Михаил Фихтенгольц   4 апреля 2012
3 мин
ХII Московский Пасхальный фестиваль
В этом году слушаем симфонические медитации Мессиана, Рахманинова в исполнении Дениса Мацуева и немецкого баса Рене Папе.

Несмотря на то что московское фестивальное детище формально посвящено самому важному православному празднику, контрапунктом к теме Пасхи каждый год становится победа в Великой Отечественной — даже если 9 Мая и прихотливо меняющая дни и месяцы Пасха находятся на максимальном удалении друг от друга, фестиваль никогда не заканчивается ранее гуляний на Поклонной горе. В этом году Пасха произойдет рекордно поздно, посему вся пасхальная и победная тематики сливаются в один сюжет: тем более что отмечают 70-летие одной из самых грандиозных битв — на Курской дуге. И гастрольный маршрут фестиваля будет подчинен строгому принципу — оркестр дает концерты в местах боевой славы.

Сам дух военных сражений — очень в характере Валерия Гергиева, которого так соблазнительно сравнивать с великими военачальниками прошлого: его армия — артисты Мариинского театра, которые во время Пасхального фестиваля бесстрашно сражаются на разных фронтах по всей стране, в его арсенале — тяжелая спонсорская артиллерия в лице ВТБ и Сбербанка. Гергиев знает, что такое стратегия и тактика, мастерски умеет вести наступление на публику и на критику и никогда не отступает, а его армия максимально мобильна, и ей нипочем никакие преграды — ни физические лишения (артисты часто едут на концерты прямиком с вокзала), ни природные условия (всем памятно исполнение «Бориса Годунова» на Соборной площади Кремля под проливным дождем в 2003 году). Сейчас Гергиев двинется во главе своей армии по местам боевой славы российской армии — за две недели концерты пройдут в Смоленске, Брянске, Белгороде, Курске, Орле, Туле, Калуге, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Вологде и Череповце.

Программа фестиваля, при всем общественном пафосе, на удивление далека от военной тематики — ее как будто составлял совершенно другой человек: не Гергиев-стратег, а Гергиев-музыкант. Та часть, которая достанется Москве, интересна прежде всего репертуарными изысками — так, на открытии фестиваля (которое теперь состоит из двух концертов в Светлое воскресенье — в 14.00 и в 19.00) будут звучать четыре симфонические медитации Мессиана «Вознесение», на дневном концерте сцену прощания с Брунгильдой и сцену заклинания огня из вагнеровской «Валькирии» споет маститый немецкий бас Рене Папе, а на закрытии фестиваля будет звучать редко исполняемая опера Берлиоза «Бенвенуто Челлини» — что для Москвы является страшной экзотикой. Впрочем, даже Берлиоз меркнет рядом с событием, которое, например, ожидает Череповец, — там Валерий Гергиев грянет ранний героический опус Верди «Аттила» — надо думать, в данном городе эта опера прозвучит в первый и последний раз.