Венский филармонический оркестр | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Венский филармонический оркестр

Михаил Фихтенгольц   14 февраля 2007
2 мин
Венский филармонический оркестр
В Москву с двумя концертами приезжает Венский филармонический оркестр - коллектив, который во всех оркестровых рейтингах стоит под номером один.

Отдельный чартерный рейс, самые просторные и оснащенные автобусы, сто десять одноместных номеров в пятизвездочном отеле, обязательное присутствие всего административного состава оркестра и… еще один чартерный самолет — для музыкальных инструментов. Казалось бы, все эти пункты контракта (плюс шестизначная сумма гонорара) должны повергать в отчаяние даже самого состоятельного промоутера — но график привередливых венских филармоников плотно расписан на пять лет вперед. Причина, по которой лучшие фестивали и филармонии приглашают именно этот баснословный коллектив (а не четыре других, которые можно было бы привезти за те же деньги), становится очевидной при первых же аккордах, которые берет оркестр. Такой стройностью звука, таким безупречным сочетанием тембровых красок не может похвастаться ни один коллектив мира. Здесь культивируют абсолютный перфекционизм — каждая нота шлифуется как драгоценный камень. Пройти конкурс в Венскую филармонию — все равно что выиграть миллион: занять место за пультом почитает за счастье любой инструменталист — даже тот, кто раньше метил в солисты.

Глядя на здешние порядки, легко можно представить себе, как этим оркестром в начале прошлого века дирижировали Густав Малер или Рихард Штраус. Здесь, например, играют на духовых инструментах устаревших, неусовершенствованных моделей — только для того, чтобы сохранить этот самый уникальный венский звук. Право называться филармоником новичок получает только спустя несколько лет по результатам личных достижений — при этом, выкладываясь в оркестре, он обязан еще несколько раз в неделю участвовать в спектаклях Венской государственной оперы. Кроме того, это единственный в мире симфонический оркестр без главного дирижера: они сами выбирают себе наиболее достойных. Как можно догадаться, никто еще не посмел им отказать: список маэстро, в разное время встававших за пульт Венской филармонии, простирается от упомянутых выше Малера и Штрауса до Герберта фон Караяна, Карла Бема, Георга Шолти, Клаудио Аббадо и Валерия Гергиева. А также Даниэля Баренбойма — именно в его компании филармоники приедут в Москву с двухдневным визитом. Легендарный пианист и замечательный дирижер, Баренбойм выступит в обоих своих амплуа: встанет за пульт для исполнения симфонических фрагментов из опер Вагнера и Седьмой симфонии Брукнера, а также сядет за фортепиано в Двадцать седьмом концерте Моцарта.