Звезды оперной сцены | Театр | Time Out

Звезды оперной сцены

Михаил Фихтенгольц   1 февраля 2007
2 мин
Звезды оперной сцены
На этой неделе в Москве дают концерты Елена Образцова и Владимир Чернов - артисты, с которыми связан расцвет русского вокала.

Когда нужно привести пример оттока талантов из страны, чиновники в первую очередь кивают на этих двоих — обладателей «золотых связок», имеющих долгосрочные контракты с оперными театрами Европы и Америки. Посмотрите, мол, продали свой голос на Запад, а если и заезжают домой в Москву или Петербург, то лишь затем, чтобы распаковать один чемодан и собрать другой. Не секрет, что большинство отечественных оперных звезд в России не живут, предпочитая страны с более подходящим для голоса климатом и более высоким уровнем жизни. Но иногда они возвращаются из своего далекого оперного поднебесья в нашу (чего уж греха таить) музыкальную провинцию, чтобы получить здесь свою порцию зрительских восторгов.

Одни, как Чернов, ненадолго заезжают погостить, чтобы затем снова пуститься в путь, другие по выслуге лет оседают здесь насовсем — как Елена Образцова. На этой неделе она дает сразу два концерта — на обоих будет исполнять французские романсы, по части которых большая мастерица. Она не желает спускаться с пьедестала: несмотря на солидный трудовой стаж и давно завоеванный (в честном бою с Галиной Вишневской) статус «самой-самой», продолжает трудиться как пчелка. Никакого ретроградства Елена Васильевна не боится — старательно учит новый репертуар. Да и выступает без лишней помпы — не в пафосном БЗК или модном Доме музыки на Красных Холмах, а где поскромнее: например, в консерваторском Малом зале или в Российской академии музыки им. Гнесиных.

Ее более молодой (правильнее было бы сказать — молодящийся) коллега, баритон Владимир Чернов, наоборот, еще не пресытился великосветским блеском. Для своего выступления он выбрал как раз Большой зал — первую концертную площадку страны. Его удалая программа составлена не то чтобы с избытком вкуса, но эффект произведет наверняка — он исполнит оперные арии Чайковского, а потом еще и неаполитанские песни. В сравнении с французскими этюдами Образцовой такая подборка выглядит вызывающе. Но ведь были времена, когда Елена Васильевна сама была готова накинуть на себя цыганскую шаль и спеть что-нибудь шальное или бесстыдно-сентиментальное.