Принцип контраста | Театр | Time Out

Принцип контраста

  10 декабря 2006
3 мин
Принцип контраста
Два разных по духу балета, «Кармен-сюиту» и «Пахиту», разделив антрактом, показывают в один вечер.

Испания — это не только высокотемпературные страсти из жизни гвардейцев и табачниц, но и галантные танцы в стилистике королей Фердинандов. В этом можно убедиться, посмотрев «Пахиту», которую поставил автор свода правил балетного академизма, и оригинальную «Кармен-сюиту» — пособие по современной балетной лексике.

«Пахита» блюдет традиции балетной классики от первой ноты и до последнего па. Вариации из произведения французского хореографа Мариуса Петипа на музыку Эдуарда Дельдевеза и Людвига Минкуса танцуют практически во всех балетных конкурсах. Выглядит это примерно так. Арфа плетет кружева — пружинисто, переливчато. Подобная заводной фарфоровой кукле из музыкальной шкатулки, на сцену выпрыгивает изящная танцовщица и, словно стремясь взлететь, изящно вытанцовывает, бьет ножкой о ножку, прыгает спиной по ходу движения, вертится, кружится, оборачивается.

На киевской сцене балет дебютировал в 1964 году с полным воспроизведением изначальной хореографии, а в 1979 году «Пахита» была поставлена в новой редакции.
От солистов — 16 декабря выступят выносливые Екатерина Кухарь и Максим Лавров — этот балет требует филигранного мастерства.

«Кармен-сюиту» на музыку Бизе — Щедрина поставил кубинец Алберто Алонсо. Балетмейстер не хотел ассоциаций с оперой Бизе. Для Майи Плисецкой, первой исполнительницы Кармен, он придумал новый характер. Мир у него — замкнутое пространство корриды. Люди — бездушные маски, населяющие место, откуда нет выхода. Им не понять Кармен, которая слушает свое сердце и свободна в каждом своем поступке. Избегая чрезмерной экзальтации, Алонсо создал образ страны, где господствуют сильные и глубокие чувства. Не последнюю скрипку в пламенном дуэтном действе играет музыка Родиона Щедрина — великолепного интерпретатора произведения Жоржа Бизе.

Киевская премьера «Кармен-сюиты» состоялась в 1973 году. Причем постановщики Плисецкие немного видоизменили вариацию, сделав ее эклектичной. Один из них работал на Кубе и помнил «родную» постановку, второй хорошо знал московскую. Первая киевская Кармен Валентина Калиновская создала образ, отличный от вытанцованного иконой Майей.

16 декабря за право составить пару артистичной и пластичной Наталье Мацак (Кармен) поборются Максим Чепик (Хосе), замечательный пониманием и поддержкой любой партнерши, и Артем Дацишин (Эскамильйо) — выразительный, фактурный, не танцор, а движущаяся лепнина.

В действительности этот вечер предлагает эстетам компромисс, этакое «каждому свое».
Одним — парадное, праздничное, торжественное зрелище. Конфета, под бело-розовым фантиком которой — лишенная драматизма зефирная начинка. Вторым — страстное, горячее, ритмичное шоу. Буквально исследование пограничных состояний раздираемого противоречиями человека.

И заметьте: истории испанских героинь Кармен и Пахиты, по сути, жизнеутверждающие. Замечательно, что каждая по-своему.