Георгий Цхвирава:«Я был мальчиком, который подносит патроны» | Театр | Time Out

Георгий Цхвирава:«Я был мальчиком, который подносит патроны»

Елена Бекерова   17 апреля 2009
5 мин
Георгий Цхвирава:«Я был мальчиком, который подносит патроны»
Новый главный режиссер Омской драмы уже работал в нашем городе — с 1985 по 1990 годы он поставил «Уходил старик от старухи„ Семена Злотникова, “Самоубийцу„ Николая Эрдмана, “Кольцо и розу„ Уильяма Теккерея, “На дне„ Максима Горького. Его “Чертова дюжина» по рассказам Аркадия Аверченко — самый посещаемый спектакль театра.

Как вы восприняли предложение Омского академического театра драмы?
Признаюсь честно, после Казанского молодежного театра я думал, что никогда уже больше не стану главным режиссером. Но Омская драма для меня — это место особое, здесь я поставил свой первый спектакль на большой сцене, здесь до сих пор служат артисты, которые играли у меня в том спектакле.

С планами уже определились?
Я вступаю в должность в середине театрального сезона, поэтому приступать к новым репетициям не спешу. Так уж сложилось, что свои лучшие спектакли я пока сделал не здесь. Да, я в Омске начинал, но сейчас во многом я уже другой режиссер, тогда, по сути, я был просто мальчиком, который подносит патроны. Но и в этом я очень благодарен театру, я многому научился здесь, ведь и табуретки нужно научиться делать, а у меня профессия сложная. В октябре приглашаю на свою постановку «Облом off», ее привезут на фестиваль «Молодые театры России», и у зрителей будет возможность увидеть другого Георгия Цхвираву, не такого кассового, как в «Чертовой дюжине». Примерно в то же время начнутся репетиции новых спектаклей. Я буду ставить одну пьесу на большой сцене, и одну на малой, чтобы своим именем не перегружать афишу. Всего должно быть в меру, лучше больше внимания уделю молодежи театра.

Собираетесь работать с молодыми актерами?
Педагогика — это составная часть режиссерской профессии, по ней я очень скучаю. Конечно, набирать свой курс в Омске я пока не собираюсь, но с молодежью точно буду возиться. Все дело в том, что молодые артисты с каждым годом становятся старше и старше, а практически весь мировой репертуар основан на том, что главные роли должны играть молодые. Кроме того, мне очень хочется привлечь в театр новую драму и молодую сценографию.

Значит, будете приглашать и других режиссеров?
Безусловно. Первое, что я сделал, когда меня назначили на эту должность, я позвонил предыдущему главному режиссеру театра — Евгению Марчелли и предложил ему ставить на этой сцене хотя бы по одной-две постановки в год. Я всегда стараюсь поддерживать хорошие отношения с коллегами, с многими мы дружим домами. Ни к одному режиссеру, с которым работаю, я ни разу в жизни не влез в спектакль, и делать этого не собираюсь. Вообще, в этом вопросе я человек корыстный: внизу афиши в любом случае будет стоять мое имя, чем больше будет чего-то хорошего в театре, тем мне лучше, а если очередные режиссеры вдруг будут ставить плохие спектакли — это они виноваты. (Смеется.)

Ваша семья тоже переедет в Омск?
Да, летом я приеду сюда с семьей и буду жить, пока не прогоните. С этим городом у меня многое связано, раньше я жил на улице Рабиновича, много гулял в центре, на рыбалку с друзьями ездил, и сын у меня здесь в школу пошел. Вероятно, кому-то Омск кажется серым и промышленным, но для меня он не такой, здесь прошли лучшие годы моей жизни. Вы знаете, собака по кличке Каштанка, что я здесь на улице подобрал, объездила со мной полстраны, и сделала меня настоящим собачником: сейчас у меня живут такса и ирландский сеттер. А еще я бассейн «Юность» люблю, буду ходить плавать обязательно.

Какие чувства испытали, вернувшись в омский театр?
Омская драма всегда была и остается театром-домом. Сегодня многие театры превращаются в театры-«гостиницы»: у них нет постоянной труппы, работают только приглашенные режиссеры, художники и артисты. А Омский академический всегда славился своими традициями: из очередных режиссеров здесь через какое-то время обязательно вырастали главные. И мне кажется, это правильно, человек должен знать эти стены, любить их. Меня все здесь мальчишкой помнят, и я знаю и люблю каждого. Кроме того, по натуре я строитель, хотя в наше время разрушений строить что-либо очень тяжело. В Казани я театр построил, в том числе и физически. Он сгорел еще при моем предшественнике, и у меня на глазах все строилось заново. Теперь он тоже дом, внутри там все хорошо и правильно устроено.

Что вам ближе классика или новая драма?
Классики я ставлю много: Чехова, Достоевского, Мольера, Шекспира и Гоцци, но сайт «Новой драмы» у меня всегда открыт — я все читаю, все смотрю — следить надо за всем. На данный момент я являюсь первым постановщиком пьесы Данилы Привалова «ЛДПР» — «Люди древнейших профессий», Александра Архипова «Дембельский поезд» — это все новая драма, есть постановки Угарова и Вырыпаева.

Как проходят ваши репетиции?
Я очень личностный режиссер, на репетициях я открыт, про всю свою семейную жизнь рассказываю, потому что театр для меня — вещь очень личная. Нельзя ставить спектакль про самого себя, но выразить себя в спектакле мы обязаны. Еще я очень хороший актер, и когда показываю что-то на репетициях артистам, то говорю: «Вы должны дать припек надо мной, сделать так, как я не умею». И если я могу, то актеры должны лучше. Но в Омской драме есть артисты, что такой припек дают, что дай Бог.

Вы охотно общаетесь с журналистами и зрителями?
Я интернетчик, меня сын и ученики приучили. Я есть и «В контакте» и на «Одноклассниках», и открыт к общению.