«Хочется представить всю мюзикловую палитру» | Театр | Time Out

«Хочется представить всю мюзикловую палитру»

Игорь Шулинский   21 октября 2013
6 мин
«Хочется представить всю мюзикловую палитру»
Продюсер «Chicago» и глава «Стейдж Энтертейнмент» Дмитрий Богачев о непростой судьбе жанра мюзикла в России.

Мюзикл — это такая история, которая очень долго в Москве «не шла». Было мнение, что этот жанр не для России…

— Новое редко принимают сразу — так было всегда. А в 90-е было столько всякой пены, делалось столько громких заявлений, что у людей накопился скепсис: мол, мюзикл, возможно, одна из тех модных штуковин, которая долго не продержится. Но тут ведь важно, чтобы были локомотивы, которые, невзирая на скепсис и трудности, все равно шли бы вперед и тащили всю эту историю. Я не хочу преувеличивать свою роль, но думаю, что внес вклад в развитие и становление коммерческого театра в общем и мюзикла в частности в нашей стране, когда после первых неудач почти все открестились от этого жанра и практически приговорили его… После трагедии «Норд-Оста», где я потерял самого близкого для меня человека, я принял для себя решение продолжать во что бы то ни стало!

— В тот момент вы думали больше про бизнес, чем про творчество?

— В тот момент я вообще ни о чем не думал! Это было иррациональное решение. Но если отбросить эмоции, проблемы организации бизнеса — это главные проблемы коммерческого театра. Если не наполнять залы, продавая ежедневно тысячи билетов, если не уметь придумывать эффективные маркетинговые кампании и правильно продвигать продукт, то…

— Записные театралы, скривив лицо, сказали бы: «А творчество, искусство… Мы так и думали, что в этих мюзиклах ничего такого нет!»

— Нужно понимать, что халтуру или суррогат не спасет ни реклама, ни попытки подменить качество заявлениями «а зато у нас отечественный продукт!». «Лада-Калина» — тоже отечественный продукт. Если постановка некачественная, то, как бы красиво ее ни упаковывали, все равно спустя короткое время зрители перестанут на нее ходить. Мюзиклы — это такой же вид театрального искусства, как драма, опера или балет, где случаются победы и провалы.


Читать также:

— Лучшие музыкальные шоу: выбор Time Out
— «Chicago»: путешествие на родину мюзикла
— 5 вещей, которые вы не знали о Chicago


— Предыдущая версия «Chicago» была с мощнейшей рекламной кампанией, с такими известными и модными продюсерами, с поп-королем в главной роли… И — коммерческая неудача!

— Мы с Киркоровым обсуждали возможные причины. С одной стороны, когда мюзикл «Chicago» открывался, случился «Норд-Ост», и это отпугнуло людей от театра в принципе. С другой — мне кажется, этот мюзикл тогда опередил время. Известный закон маркетинга: продукт может быть очень хороший и качественный, но он должен быть в правильное время и в правильном месте предложен правильной аудитории. Есть ощущение, что 12 лет назад люди вообще не понимали толком, что такое мюзикл и по- чему они должны платить вдвое больше, чем за спектакли в обыкновенном репертуарном театре. Тогда им с лету была предложена достаточно необычная постановка, стоящая вне мейнстрима.

— Вы считаете, что «Chicago» или «Cats» — не мейнстрим?

— «Chicago» и «Cats» — это скорее своего рода «мюзикловый артхаус». С натяжкой, разумеется. Просто существует некое клише: люди идут на мюзиклы, ожидая увидеть очень яркое, мощное, красочное, насыщенное технологиями и спецэффектами зрелище. Боб Фосси создал в 1975 году эстетский и стильный мюзикл для небольшого круга ценителей. А потом, спустя два десятилетия, продюсер Барри Уайслер разглядел в нем большой потенциал для массовой аудитории и придумал, как поставить его на Бродвее.

— Но вы начинали с постановок для семейной аудитории вроде «Красавицы и Чудовища» и «Звуков музыки». Это такой беспроигрышный вариант?

— Да, необходимо было, во‑первых, привить новую культуру, а во‑вторых, заработать деньги. Нужно было создать репутацию для этого жанра, чтобы он стал массовым, и сделать так, чтобы взрослые полюбили ходить на мюзиклы вместе с детьми, которые, вырастая, становятся той самой аудиторией поклонников и любителей мюзиклов…

— Вы рассуждаете как потрясающий дилер!

— Просто я думаю на несколько шагов вперед… В начале 2000‑х к нам приходила молодежь и подростки. И если тогда они приходили с родителями, то сейчас приводят к нам своих детей.

— И теперь вы предлагаете им «Chicago» и тоже рассчитываете на массовую аудиторию.

— Да, за прошедшие 12 лет у этого мюзикла появилась аудитория! Об этом говорят рекордные продажи билетов! Обратите внимание, в последнее время (особенно после выхода «Великого Гэтсби») стала очень модной тема ретро! Даже не русского ретро, а американского 20–30‑х годов. На премьере «Chicago» мы установили необычный дресс‑код, и практически все гости пришли одетыми в стиле эпохи джаза и сухого закона.

— И кто был самым красивым?

— О‑о‑о! Витя Добронравов (актер театра и кино. — Прим. Time Out) пришел в каких‑то немыслимых бриджах, в кепке, с усами… Я сам хотел в ГУМе купить для премьеры что‑то из новой ретроколлекции Brooks Brothers, а там от нее почти ничего не осталось — за первые два‑три месяца все смели. Смотрите, в ночных клубах стала популярна музыка той эпохи. В Москве один за другим появляются спикизи‑бары, где играют джаз и танцуют чарльстон! В общем, появилась та аудитория, которая способна это все воспринимать. То есть на красивые, милые семейные постановки по‑прежнему высокий спрос, но хочется двигаться дальше, хочется представить зрителям всю мюзикловую палитру.

— Я вижу, что сейчас происходит, жизнь мюзиклов продолжается. Например, на обложке Time Out Лондон — «Книга мормонов». Хит бесспорный! Невозможно купить билеты! Но я, например, не могу представить этот мюзикл в Москве.

— «Книга мормонов» сделана очень весело и очень задорно, но, боюсь, этот контекст наши зрители пока не оценят.

— Но там есть общая и очень важная для нас сегодня тема — насмешка над мещанством, над псевдорелигиозностью, такая попытка «поднять» жизнь…

— Да, но многие специфические шутки этого остроумного произведения не получат должного приема, их как минимум нужно адаптировать! У меня сейчас пока два театра — МДМ и «Россия», и мы можем показывать не больше двух новых постановок в год. Поэтому нужно определиться с приоритетами. До «Книги мормонов» дойдем еще со временем! Пока есть что показывать на несколько лет вперед! Вот мне очень хочется поставить «Призрак оперы» — это шедевр, который просто обязан появиться в России, «Короля Льва». Мюзикл «Анастасия» — это вообще дело жизни! Ну вот как‑то так.