Секреты ремесла | Театр | Time Out

Секреты ремесла

Елена Бекерова   24 ноября 2008
8 мин
Секреты ремесла
Закулисные истории из жизни двух театров Омска — «Арлекина» и ТЮЗа.

Что происходит за кулисами, когда зрители смотрят спектакль, как создаются бутафория, декорации и костюмы, которыми восхищается зал, в чем кроются загадки театральных трюков, кто оказывает куклам скорую помощь и почему нельзя обрезать нитки марионеткам, а также другие истории из жизни двух театров Омска — «Арлекина» и ТЮЗа.

От миниатюры до монументальной скульптуры
Для спектакля «“Кармен” Мериме» в Театре куклы, актера и маски «Арлекин» создавалось огромное количество кукол, причем самых разноплановых, среди них — маленькие, размер головы которых не превышает куриного яйца, и двухметровые головы настоящих гигантов. Режиссер Борис Саламчев спланировал постановку так, что история рассматривается с разных точек зрения, рассказывается различными персонажами, на сцене пересекаются их субъективные видения и миры, а значит требуются самые разные действующие лица: скульптурные объекты, статичные куклы и их многочисленные дубли. Задачу преломленного сознания решают образы, подсмотренные у великих испанских художников Пикассо и Дали. На сцене присутствует даже автопортрет последнего, выполненный в объеме.

Модельный ряд
Кукол в театре «Арлекин» не переодевают, обычно вместо этого создаются дубли, иными словами копии, например: Золушка в белом, розовом, голубом или зеленом платье. Менять одежду кукле между эпизодами на сцене режиссеры обычно не решаются: конструкции достаточно хрупкие, голова большая, не каждое платье подойдет, только если римская тога. Но все же, когда требует замысел, например нужно показать единую женскую сущность в разных воплощениях, на куклу шьется специальная одежда на липучках. Кукольный театр по сравнению с другими видами театров самый динамичный, поэтому процесс переодевания должен происходить быстро. А в спектакле «Ромео и Джульетта» дубли создавались не только для того чтобы показать героя в новой одежде, но и для того чтобы Джульетта смогла выглянуть из окна башни замка. Оно находится на большой высоте, и поставить туда марионетку просто невозможно, поэтому создаются тростевые куклы, которые в нужный момент появляются вверху. Актер управляет ими снизу с помощью тростей. Обычно зритель такой подмены даже не замечает.

Аптечка для кукол
В перерыве между действиями спектакля куклам по необходимости могут оказать скорую техническую помощь. Когда с куклой что-то происходит на сцене, для актера, художника и мастера это настоящая катастрофа, но как бы то ни было, даже если вдруг поломалась или отлетела какая-то часть куклы, нужно выкручиваться, и актеры импровизируют. Главное — дотянуть до антракта. Во время каждого представления за кулисами дежурят мастера, которые могут оказать неотложную помощь. Вместе с ними всегда в команде помощник режиссера с небольшой «аптечкой», в которой есть проволочки, пружинки, леска и нитки. Однако самые тяжелые переживания уже шесть лет достаются актерам, занятым в постановке «Ромео и Джульетта». На сцене происходит убийство: актер Геннадий Власов, играющий Тибальта, ножницами перерезает нити кукле Меркуцио. Хотя у кукольников есть традиция: если кукла хорошо подвязана и управляется, то нитки вообще стараются не трогать, чтобы случайно не повредить. Отрезать их для кукольника означает то же, что для музыканта разбить настроенный инструмент, поэтому актер Валерий Исаев болезненно это переживает и каждый раз после спектакля он терпеливо и с любовью заново подвязывает свою куклу.

Немые соседи
Спектакль «Как говорят французы» ставился еще в старом здании «Арлекина», для этого полностью трансформировали зрительный зал: через него проходил подиум, на котором изображались железнодорожные пути. Кроме того, тут и там в зале, небольшими группами, режиссер решил рассадить манекены — в абсолютно естественной позе и обычной одежде. Билеты на постановку продавались без мест, каждый мог разместиться там, где ему больше понравится. Все занимали места в свободных рядах и рассаживались вдали от манекенов, просто не замечая их. А когда зал практически заполнился, многие зрители оказались в замешательстве от того, что их соседи подозрительно молчат — кто-то рассмеялся, узнав в них манекены, а кто-то и напугался. И даже после завершения представления бабушки-уборщицы все ходили по залу и ворчали на рассевшихся в креслах кукол: спектакль окончен, а вы по домам не расходитесь.

Разоблачение фокуса

Для постановки «Кас, Карс и Казимир» в ТЮЗе требовался шкаф, в котором по замыслу голландского режиссера Ганса Трентельмана во время представления должен был находиться актер — в него, как в цирке, вонзались ножи, а человек оставался абсолютно невредимым. Спроектировать необычный реквизит доверили художнику-бутафору Евгению Ломову. Первым делом он обратился в цирк, но делиться секретами трюка артисты отказались, долго бился над чертежами сам, а потом случайно подглядел разгадку по телевизору и собрал его. Испытания прошли успешно, а после премьеры автор на вопросы шутливо отвечал, что с человеком в шкафу ничего не происходит, потому что ножи изготовлены из специальной космическо-хирургической стали, от их прикосновения не только не больно, но даже следов не остается, все сразу зарастает. На самом же деле, на одном из выступлений немного пострадал один из ножей, актер Алексей Пичугин в кармане забыл металлический портсигар, и нож немного погнулся. С тех пор так и хранится, с небольшой вмятиной — на память.

Рыба-кит
Пьеса Григория Горина «Чума на оба ваши дома» — это рассказ о том, что случилось в Вероне, в домах Монтекки и Капулетти после смерти Ромео и Джульетты. В спектакле смешались трагедия и карнавал, в самый разгар которого на сцене появляется огромная рыба со светящимися глазами. Как она движется, минуя роскошные декорации, и не наезжает на актеров, долго оставалось секретом. Оказывается, «умную» рыбу по сцене ведет человек, для этого был разработан пульт дистанционного управления, карандашом на котором можно рисовать траекторию движения, и рыба, поставленная на колеса, будет точно ей следовать. Немало труда ушло и на создание ее внешнего облика: скульптурно вырезался пенопласт, вся фигура оклеивалась стеклотканью, а по прочности конструкция вполне сравнима с болидом «Формулы-1» — такой прочный пластик использовался для ее сборки.

Два в одном
«Вор» — настоящий спектакль-легенда, одна из старейших постановок ТЮЗа, которая идет уже больше шестнадцати лет. Среди прочего реквизита для нее готовилась скульптура святого Иосифа. Сначала в первом действии появлялась ветхая, в потертом одеянии, фигура, а потом к удивлению зрителей в начале второго акта перед ними представал новый, блестящий Иосиф. Долгое время работники и артисты театра рассказывали, что в антракте прямо за кулисами маляры перекрашивают старца. На самом же деле это две очень похожие друг на друга, заранее приготовленные бутафором куклы.

Огнестрельное оружие
История с полукриминальной подоплекой связана со спектаклем «Вор». В нем используются револьверы — достоверные копии, выполненные из алюминия одним из краснодарских мастеров по специальному заказу. Театр юного зрителя несколько раз пытались обвинить в хранении оружия, так похожего на действующие наганы, но настоящий анекдот произошел, когда труппа отправилась на гастроли в Алма-Ату. При прохождении контроля один из служащих аэропорта, видимо, заскучав от рутинной работы, решил проверить, высветится ли на экране его пистолет, и украдкой подложил его в вещи артистов, где как раз перевозились бутафорские револьверы. Естественно, что приборы среагировали на оружие, и каково было удивление таможенников, когда они открыли чемодан, полный пистолетов. Кроме того, ничего не подозревающий директор ни в какую не соглашался отдать служебный револьвер, убеждая, что все это собственность театра.

Со свистом вдоль сцены
Две стрелы в финале спектакля с одноименным названием пролетают через всю сцену и попадают точно в расположенную на спинах актеров мишень. Причем стрелы выпускает не специальная установка, а обычный, собранный вручную лук. При испытании первой модели лука немного пострадали декорации спектакля «Три мушкетера»: стрелой пробило фонарь. В следующий раз тетиву ослабили, но стрела пролетела в пяти сантиметрах от носа главного режиссера. Он не стал обвинять работников бутафорского цеха в неумышленном покушении на свою жизнь, но попросил, чтобы в это время по сцене никто не ходил, и в целом остался доволен. С тех пор по обе стороны площадки ставятся заслоны, а стрелы летают по-настоящему.

Артефакт
Спектакль «Летняя поездка к морю» ставился режиссером Владимиром Ветрогоновым по киносценарию. Действие происходит во время Великой Отечественной войны, главные герои — дети, приехавшие отдыхать на море, но оказавшиеся в гуще военных событий. Однажды они находят на берегу древнюю фигуру, украшавшую нос затонувшего здесь когда-то корабля. Специально для спектакля ее вырезали из легкого дерева, во всем ориентируясь на подобные исторические находки. Вообще для этой постановки бутафорам пришлось хорошо потрудиться: они должны были вырезать из пенопласта еще и тысячу шестьсот пятьдесят яиц кайры. Перед ребятами стояла недетская задача — собирать для осажденных ленинградцев и раненых яйца северной птицы, как считалось богатые витаминами.

Скажите, как его зовут

Прежде чем в детской постановке «Похождения Буратино» на сцене появляется живой персонаж, зрители видят, как папа Карло трудится над деревянной куклой. Работа происходит поэтапно, а потому для спектакля приготовлено несколько Буратино: первый — просто бревно, у второго есть уже голова и нос, у третьего добавляются руки, у четвертого — ноги, а предпоследняя версия — это деревянный мальчик без штанов, одетый только сверху. Когда готовую куклу в пиджаке перед премьерой выкатили на сцену, монтировщики декораций в суете принимали ее за завхоза театра, потому что она носила очень похожий костюм, и то и дело по ошибке здоровались с ней.