Хроники Нарнии: Покоритель Зари | Кино | Time Out

Хроники Нарнии: Покоритель Зари

Денис Рузаев   3 декабря 2010
2 мин
Хроники Нарнии: Покоритель Зари
В третьей серии льюисовской саги режиссер Майкл Эптид обошелся без морали.

Пока старшие отпрыски семейства Певенси вступают во взрослую жизнь, младшие — Эдмунд (Скандар Кейнс) и Люси (Джорджи Хенли) — вынуждены коротать военное время у дяди с тетей. Там, помимо незавидного положения нежеланных гостей, им приходится терпеть еще и юного кузена — капризного свинтуса Юстаса (Уилл Пултер). Очередной эскапады родственничка не выносят даже декорации, и девятый вал с висящей на стене марины обрушивается на всю троицу. Очнутся они уже на палубе брига «Покоритель Зари», ведомого королем Нарнии и старым знакомцем Певенси Каспианом (Бен Барнс) на поиски страны бога-льва Аслана.

В отличие от первых двух частей «Хроник Нарнии», «Покоритель Зари» (по крайней мере в первоисточнике К. С. Льюиса) — не столько целостное повествование, сколько череда коротких виньеток. В финале каждой — обязательный добрым молодцам урок. Дебютирующий в саге режиссер Майкл Эптид, задавая путешествию несколько надуманную общую цель, в остальном остается верен льюисовской структуре — и это, к сожалению, единственное достоинство оригинала, которое ему удается сохранить. Вот Каспиан и компания разгоняют работорговцев — следует сцена битвы на мечах. Вот избалованному Юстасу преподают урок хорошего поведения — и вновь не обходится без фехтования. Вот на острове невидимых однотопов Люси узнает, как важно быть собой, — тут не до сабелек, и Эптид торопит действие вперед: ведь у него еще припасена двадцатиминутная сцена схватки с гигантским морским змеем.

Суматошно разделываясь с льюисовскими сюжетцами, режиссер при этом не успевает толком разъяснить их мораль. В итоге авторские наставления для христиан младшего школьного возраста, у Льюиса — внятные и убедительные, — оказываются здесь десятком заповедей-императивов («не завидуй», «не кради», «не возгордись» и т. д.), а единственным, в чье воспитание правда верится, оказывается неприятный Юстас. Прочие же, довольно образцовые герои в какой-то момент просто начинают вести себя глупо; экранное время, положенное на логику их грехопадения, похоже, досталось кровожадной зеленой змейке. Оттого и явление льва Аслана народу, самый откровенный за семь книг саги привет христианскому канону, смотрится так, как если бы аргонавты вместо золотого руна вдруг обнаружили бога. Ну или если бы выяснилось, что из всей паствы Христу милей всего православные хоругвеносцы.