Тренд: Москва возвращает утраченное | Театр | Time Out

Тренд: Москва возвращает утраченное

Михаил Фихтенгольц   12 декабря 2012
4 мин
Тренд: Москва возвращает утраченное
Звезда английского Королевского балета Сергей Полунин объявился на сцене Музыкального театра; в современном танце — свои приобретения.

Этот год — год неожиданных кадровых и административных перемен, что обещают большие художественные перемены. В его начале ахнула вся Европа: восходящая звезда английского Королевского балета Сергей Полунин (22 года, безупречная выучка и привычка в прыжке беспечно зависать в воздухе на пару секунд) посреди сезона бросил службу у англичан — ушел с репетиции и не вернулся. Что случилось — обсуждали все, от Times до журналов для домохозяек. Руководившая труппой дама была так зла, что заложила с тринадцати лет живущего в Лондоне парня иммиграционному ведомству (а соперничающий театр, English National, тут же предложил помощь). Балетоманы всего мира, как локаторами, вращали головами, чтобы первыми выяснить, где Полунин снова появится на сцене, кто из менеджеров сумеет его купить. В Штатах? В Германии? В Японии? А он в начале июля вышел в премьерной «Коппелии» Музыкального театра — из всех руководителей трупп самым убедительным оказался местный балетный худрук Игорь Зеленский. Теперь Полунин осваивает репертуар Музыкального, появляясь то в «Жизели», то в «Лебедином озере», а весной ожидается его дебют в специально поставленной английской классике — трагической love story Кеннета Макмиллана «Майерлинг».

В современном танце Москва также приобрела важных людей — теперь здесь будут работать Иван Естегнеев и Евгений Кулагин, основатели костромской труппы «Диалог данс». Их дважды золотомасочный театр, выдающий европейское качество танца, — лучшая на сегодняшний день труппа контемпорари в стране, но кроме того Естегнеев и Кулагин — еще и отборщики международного фестиваля «Диверсия», на котором не бывает унылых и бесталанных работ. Они не покинут насовсем свой волжский город, но, по приглашению Кирилла Серебренникова став резидентами начинающего новую жизнь Театра имени Гоголя, будут показывать здесь премьеры и дублировать программы «Диверсии». И это, без сомнений, убедит многих московских жителей, в жизни не интересовавшихся современным танцем, что это занятие не скучное.


Балетоманы всего мира вращали головами: где появится Полунин?


Лаура Каппелле, парижский балетный обозреватель Financial Times: 
«С точки зрения стороннего наблюдателя, 2012-й был годом, когда Москва решительно заявила о себе как об одном из наиболее привлекательных мировых центров для балетных артистов. Знаком этих перемен стала «ссылка наоборот» непредсказуемого, но сверходаренного Сергея Полунина, что оставил английский Королевский балет в середине сезона и в начале лета присоединился к балету Музыкального театра. Игорь Зеленский, худрук этой труппы, сделал важный шаг, и это привлекло внимание к компании, не очень известной за пределами России. К тому же Москва стала более открытой для иностранных артистов. Среди них — американский danseur noble Давид Холлберг — он стал премьером Большого прошлой осенью и станцевал несколько новых ролей в этом году. Большой также предложил контракт Джой Вомак, юной американке, что училась три года в академии Большого театра и привлекла внимание международной прессы. Тем временем некоторые разумные кадровые решения, принятые Сергеем Филиным (в Большом балете) и Игорем Зеленским, стали окупаться. Две незаурядные выпускницы Вагановского училища 2011 года, Ольга Смирнова и Кристина Шапран, отказались от предложений Мариинского театра и, начав карьеру в Москве, показали себя как будущие балерины в ведущих ролях и в телешоу «Большой балет». Они — потеря Мариинки, как и Евгения Образцова, которой не удавалось получить статус примы в Петербурге, и его она получила в Большом. Репертуар в этом году не был особенно оригинальным, но он был скроен так, чтобы показать в выгодном свете новых артистов: на премьере «Драгоценностей» Баланчина мир увидел яркий потенциал Смирновой. Премьеры балетов Йормы Эло, Юрия Посохова и Иржи Килиана привлекли внимание к современным постановкам. Теперь дело московских театров — развивать отношения с ныне живущими хореографами. Было бы правильно сделать ставку на Алексея Ратманского, который идет от успеха к успеху за границей, но странно отсутствует в родной России».