Низкобюджетная жизнь | Город | Time Out

Низкобюджетная жизнь

  7 июля 2008
7 мин
Низкобюджетная жизнь
Европейцы в новых экономических условиях становятся похожими на вчерашних россиян.

Специалисты утверждают, что такой ситуации не было с 1945 года — приличные господа в галстуках копаются в контейнерах с мусором, а самый знаменитый гурман французского телевидения Жан-Пьер Кофф начинает вести передачи о том, как приготовить обед за 5 евро из рыбьих голов. А когда он извлекает откуда-то пова-ренную книгу, изданную во время «великого кризиса» 1929 года, его аудитория возрастает в десятки раз!

«Низкобюджетная жизнь» становится не просто модой, но новой экономической моделью.

Богатые люди больше не стесняются покупать еду в дешевых супермаркетах. «Раньше у нас бывали, скорее, бедные. Теперь я вижу клиентов, которыепаркуют свой Audi прямо перед магазином», — улыбается директор магазина Lidl.

Еще один способ экономии: торговля по интернету, выросшая в прошлом году на треть. Продается все: от детских ходунков («в идеальном состоянии») до пятилистного клевера («обладает силой привлекать деньги»). Французы полностью избавились от комплексов: лучший месяц продаж по интернету — это январь, когда люди перепродают рождественские подарки. Развивается и бартерный обмен. «Каждый крутится как может, — говорит тридцатилетний Грегори. — Мы меняемся детской одеждой, мебелью, мелкими вещами. Я не знаю никого, кто бы не ловчил: одни электросчетчики подкручивают, другие подрабатывают “по-черному”, а кое-кто исподтишка пользуется IP-адресом своих соседей, чтобы за их счет скачивать фильмы или музыку…»

Новую тенденцию немедленно уловило телевидение. Жюльен Курбе с 2007 года ведет в prime time на первом канале популярную программу «Маленькие хитрости». Оказывается, если разрезать огурец и потереть под мышками, то мы получим чрезвычайно экономичный и к тому же экологичный дезодорант! Банановая кожура вполне может заменить крем для обуви, а обыкновенная мука— шампунь…

Трудности развивают у французов черты, которые раньше казались безвозвратно утерянными. Это изобретательность, чувство коллективизма, исчезновение привычной уверенности, что все проблемы должно решать патерналистское государство, а не сами люди.

Например, те, кто вынужден пользоваться автомобилем, чтобы ездить на работу, все больше переходят на рапсовое масло в качестве биодизельного горючего. Рапс — это самая обычная сурепка, которую все шире выращивают предприимчивые крестьяне, делают из нее масло и продают автомобилистам (что вообще-то запрещено). Все делается тайком, только для надежных клиентов, как будто это не сурепка, а какая-нибудь марихуана. Но зато и стоит это масло 0,90 евро за литр вместо 1,44 евро! А вМарселе есть ассоциация, которая собирает 10 000 л отработанного пищевого масла в столовых предприятий, фильтрует его и продает по 0,70 евро за л. Единственный недостаток — это запах жареной картошки внутри салона. Но за такую цену к нему быстро привыкают.

Что еще? Люди начинают привыкать объединяться в группы, чтобы покупать одежду (за 10 пар брюк получается скидка от 20 до 40%), чтобы вместе ездить на работу втроем или вчетвером в одной машине, снимать квартиры на паях… Появились коллективные такси, которые набирают несколько клиентов, чтобы отвезти их в аэропорт. Дешевле раза в три, но надо записываться заранее.

Абсолютная новость во Франции: люди больше не выбрасывают вещи, а отдают их в ремонт. Сюда же надо отнести расцвет комиссионных магазинов одежды (даже самой фирменной). И, конечно же, безумную популярность распродаж: в первые дни скидок французы занимают очередь в бутики и магазины в 5 утра.

Особо предприимчивые дожидаются, когда из супермаркетов в контейнерах выносят продукты, срок годности которых истекает на следующий день. И вообще перестают тратить деньги на еду. Однако есть супермаркеты, которые с особым цинизмом пускают такие продукты на перемолку.

Конечно, как в любом движении, есть и свои радикалы. Во Францию они переселились недавно из Сан-Франциско. Они восхваляют аскетизм, граничащий с умерщвлением плоти. Принцип таков: вообще не покупать ничего нового в течение одного года, за исключением пищевых и гигиенических продуктов.

Тратить или откладывать?
Покойная княгиня Н. Н. Репнина рассказывала, что первая русская эмиграция жила крупными поселениями под Парижем, и русские дети росли, практически не смешиваясь с французскими. В нормальную французскую школу она поступила где-то в 30-е годы. Княгиня была изумлена количеством детей, которые умеют говорить только по-французски! И еще темами некоторых классных сочинений. Например: «Каким образом у вас в семье экономят деньги?» (по-французски — «откладывают на черный день»). Русские ученики, отнюдь не числящиеся в отстающих, просто не понимали, о чем идет речь: деньги для того и существуют (если они, конечно, есть), чтобы их тратить, а не откладывать.

Безрадостны лица парижан
Теперешний президент Франции был избран во многом благодаря своим предвыборным обещаниям повысить покупательную способность населения, а результатов пока не видно. Молоко во Франции за год подорожало на 14,9%, хлеб и фрукты — на 10,7%, бензин — на 20%, а дизельное топливо — на 44% за 9 месяцев. Не говоря уже о ценах на жилье, которые в Париже в среднем составляют сейчас около 6400 евро/кв. м, что мало кто может себе позволить.

Использованы материалы выпуска журнала «Нувель Обсерватер» №2275 (12—19 июня 2008 г.)

Русские идут!
В ресторане Rasputin в квартале Брайтон-Бич в Бруклине бурная танцевальная программа. Как они отплясывают! Женщины носят Jimmy Choo, кожаные мини-юбки и ремни D&G с пряжками в стразах. Их кавалеры, некоторые в Armani, а некоторые просто в кожаных куртках, тоже зажигают.

Постсоветский Нью-Йорк. Русские закрепились на Западе давно, и у каждой волны был свой стиль: аристократичные офицеры 20-х, советские дипломаты и чиновники 60-х и 70-х в мешковатых костюмах с женами в старомодных платьях, бандиты 80-х в монструозных кожанках, из-под которых красноречиво выпирало огнестрельное оружие. C перестройкой пришли фантастической красоты русские женщины, метр восемьдесят ростом, со скулами, один взгляд на которые сводил с ума, ногами от подмышек и небесно-голубыми сибирскими глазами. Некоторые — их прозвали Супер-Наташами — были высокооплачиваемыми проститутками, ходили с сумками Birkin и ведрами пили Cristal в ресторане Mr Chow’s на Манхэттене. Тем временем Гринвич-виллидж оккупировали русские студенты из Нью-Йорка — намного умнее прочих. Они не стеснялись своего ботанского вида: старые свитера и очки в толстой оправе стали стилем.

Теперь в районе Мит-Маркет собираются русские принцессочки, болтают и пьют мохито и «Лилет» с апельсиновой долькой. Они снимают летние виллы на Хэмптонсе. Это самые новые «новые русские», дочери магнатов. Они уже родились тут или приехали в раннем детстве и, по правде говоря, более ньюйоркцы, чем многие из нас. Девушки могут отличить Tuleh от Marni. Этим летом их напедикюренные ножки обуты в танкетки Laboutin на пробковой платформе. В начале 2000-х больше всего русских, конечно, в Лондоне. 150 тысяч, из них 11 миллиардеров. Русские держат на плаву рынок роскоши. Они пьют дорогое шампанское — Krug, Dom Perignon. Им нравятся модные вечеринки и роскошные балы, для которых они снимают Альберт-холл, чтобы блистать в украшениях от Graf и парижских платьях. В них же они выходят в город. Когда-то Лондон был эталоном раздолбайства в одежде, где самые модные и крутые надевали футболки, чтобы пойти полакомиться устрицами в Scott’s. Русские приодели этот город. Но и они научились одеваться скромно. Недавно я видела парня в River Cafe, и он выглядел идеально по-британски: старые джинсы, мешковатый свитер, дурацкие кроссовки — пока не открыл рот.

Реджина Надельсон

Еще ссылки по теме:
Одеться на 10000 рублей — реально?
Летние распродажи в столицах мира
SALE: 25 адресов